8. Системы конденсированного опыта (СКО) или куда уходит радость?
Действительно, куда же по мере взросления уходит радость? По мнению онкопсихолога Карла Саймонтона “многие проблемы развития рака тесно связаны с переживаниями раннего детства. Эти переживания фрагментарны, они не интегрируются в саму жизнь человека”. Люди часто создают целую реальность вокруг фрагментированных представлениях о себе (я некрасивый, я несчастный….), А интеграция (переосмысление и принятия) переживаний играет решающую роль, как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Именно в биологическом развитии рака протекает процесс, противоположный интеграции – это фрагментация. Например, рост независимых клеток, от организма. Вот и взаимозависимость и переход с неинтегрированных жизненных проблем, подавления их в глубинах подсознания, с формированием большого количества субличностей-фрагментов (ТЕНИ), к фрагментации на биологическом уровне. Так раковые клетки на биологическом уровне ведут себя эгоистическим образом в независимости от организма не понимая, что со смертью самого организма погибнут и сами.
Если не брать более глубокие уровни сознания, как-то трансперсональный уровень (как модно сейчас говорить КАРМУ) и перинатальный (внутриутробный) уровни сознания, то по Станиславу Грофу с начала рождения человека начинаются формироваться так называемые “системы конденсированного опыта” (СКО)
СКО может быть определена как специфическая группа воспоминаний человека, содержащих конденсированные, сгущенные переживания (и связанные с ними фантазии), относящиеся к различным периодам жизни. Эти воспоминания, принадлежащие именно системе СКО, отличает то, что они имеют основную (главную) тему или включают подобные (схожие) элементы и ассоциируются с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества (печаль к печали, страх к страху, обида к обиде…). Самые глубокие слои этой системы представлены живыми и яркими переживаниями, относящимися к периоду младенчества и раннего детства. Более поверхностные слои включают воспоминания подобных (схожих) переживаний, относящихся к более поздним периодам, вплоть до ситуаций текущей жизни. Как уже сказано каждая система СКО имеет основную (преобладающую) тему, которая пронизывает все ее слои и является их общим знаменателем; характер этих тем меняется в зависимости от принадлежности к той или другой группе СКО. СКО подобно снежному кому, который на протяжении жизни накручивает на основное ядро тех или иных детских переживаний - переживания аналогичного типа. То есть само ядро переживаний притягивает по жизни аналогичные случаи.
Различные слои определенной системы СКО могут, например, хранить всю память о ситуациях, связанных с оскорблением и унижением человека, которые разрушили его самооценку. Другим характерным мотивом многих групп СКО является переживание эмоционального одиночества и перенесенных лишений в различные периоды жизни. Часто среди основных тем встречаются описания секса как опасной и омерзительной ситуации, а также темы агрессии и насилия.
Исключительно важными являются те системы СКО, которые в сжатой, конденсированной фор-ме описывают индивидуальный опыт выживания в условиях опасности, борьбы за здоровье и целостность (неприкосновенность) тела.
Чрезмерный эмоциональный заряд, характерный для системы СКО (о чем свидетельствует освобождающаяся мощная реакция, сопровождающая раскрытие этих систем в терапевтических-сеансах), можно рассматривать как суммирование эмоций, связанных со всеми воспоминаниями определенного рода.
Личностная структура сознания человека обычно содержит большое число СКО. Их характер, количество и интенсивность определяются индивидуальностью и, как правило, у разных людей различны.
В зависимости от основного качества эмоционального заряда мы выделяем негативные СКО (конденсирующие неприятные эмоциональные переживания) и позитивные СКО (конденсирующие положительные эмоциональные переживания и аспекты прошлой жизни человека).
Несмотря на определенные взаимосвязи и частичные совпадения, различные СКО функции-онируют достаточно независимо. В сложном взаимодействии с окружающей средой они оказывают селективное влияние на индивидуальное восприятие себя и мира, чувства и мышление и даже многие соматические процессы.
Во время сеансов, например холотропного дыхания, повторное проживание прошлых событий происходит очень реалистично, живо, ярко и сложно; при этом наблюдаются убедительные явления регрессии человека к тому возрасту, когда он впервые пережил эти события.
Реестр специфических травматических переживаний, содержащих основные элементы (ядро) негативных СКО, охватывает широкий спектр ситуаций, которые отрицательно влияют на чувство безопасности (уверенности) и удовлетворенности ребенка.
Самые давние переживания (принадлежащие к числу основных) связаны с младенчеством, с грудным периодом. Очень часто повторное проживание оральных фрустраций связано со схемой кормления, недостатком молока, напряжением, беспокойством, нервозностью, отсутствием любви к младенцу со стороны матери и неспособностью взрослых создать эмоционально теплую, благожелательную, безопасную атмосферу.
Травматические переживания, имевшие место в младенчестве, довольно часто являются элементами ядра СКО и если вы были чем-то обижены в раннем детстве (невниманием, например) вы так и идете по жизни – несчастным ребенком.
Повторное проживание травматических событий детства часто сопровождается далеко идущими изменениями клинической симптоматики, паттернов поведения, системы ценностных представлений, жизненных позиций.
Мощный трансформирующий эффект процесса повторного проживания и интеграции травмирующих воспоминаний позволяет предположить, что включается какой-то более общий динамический принцип. Представляется, что переживания, формирующие ядро СКО, являются ее наиболее важной частью. Впервые появившись, они регистрируются мозгом и закладывают фундамент специфической СКО. Таким образом, ядро является матрицей банка памяти, в которую записываются последующие события аналогичного типа. Пока еще трудно объяснить, почему события определенного рода имеют столь сильное травмирующее воздействие на психодина-мическое развитие и хранятся годами и даже десятилетиями. Психоаналитики обычно размышляют в этой связи о наследственных факторах неизвестной природы. Эзотерики утверждают, что это обычное дело по формированию кармических следов для последующего перевоплащения.
И действительно исследования показывают, что такая специфическая чувствительность может иметь важные составляющие в глубинах бессознательного, функциональных динамических матрицах, которые являются, врожденными и трансперсональными (генетическими) по своей природе.
Еще один важный факт, который следует отметить, касается динамического сходства между определенным травматическим событием детства и определенным аспектом родовой травмы (или перинатальной травматизации). В этом случае травматическое воздействие более поздних ситуаций возникает фактически в результате реактивации определенных сторон психобиологичес-ких воспоминаний процесса рождения. То есть снежный ком начинает увеличиваться даже не с момента рождения, а еще раньше, с внутриутробного (перинатального) развития плода и даже еще глубже с генетического (трансперсонального) прошлого. Именно так и происходит, независимо от времени и количества сеансов терапии, переживания начинают утрачивать элементы индивидуального бессознательного СКО, и каждый человек, подвергающийся терапии, вступает в более глубокие области - перинатальных и трансперсональных феноменов.
9. От сознания к бренному телу.
В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх ученик Зигмунда Фрейда, был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания не только на психические, но и на физические аспекты характера индивидуума, в
особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Дело в том, что люди страдают от распространенного заблуждения, что тело и разум существуют параллельно, практически не влияя друг на друга. Райх рассматривал психику и тело как нерасторжимое единство. Он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного телесного панциря, к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания оргона, так он называл биоэнергию.Райх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал прямо работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической психологической работой. Он обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную жизненную энергию и помогает процессу выздоровления. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивному переживанию биографического материала, раскрываемого в психоаналитическом анализе своего учителя Зигмунда Фрейда.
В контексте нашего исследования Райх выдвинул гипотезу, что рак развивается в тех органах тела, которые "играют ведущую роль в образовании мускульного панциря ". До сих пор среди исследователей существует тенденция относить рак к экологическим болезням, но нельзя обойти вниманием и тот факт, что он имеет прямое отношение к потере жизненных сил: например, исследования, проводившиеся в Америке, выявили, что заболеваемость раком у студентов, перенесших тяжелую депрессию на почве переутомляемости, в несколько раз выше обычной. Бернард Шоу в книге "Назад к Мафусаилу" высказывает точку зрения, близкую к концепции Райха: Шоу считает, что Вселенная пропитана "жизненной энергией" и что какая-то материя является плохим проводником, а какая-то – хорошим. Если на теле появится синяк, проводимость этого участка тела уменьшится, она будет проводить меньше жизненного тока, что может привести к перерождению ее в отдельную систему, в рак. Так же и Райх утверждал, что на тех участках тела, где есть синяки, можно наблюдать дегенерацию структуры.