Катарсис - (термин Аристотеля) психологическая защита, связанная с изменением системы ценностей, направленная на ослаблении влияния травмирующего фактора. Тогда востребуется более глобальная и развитая система ценностей в свете которой травмирующая ситуация теряет в своей значимости и выглядит как dnqr`rnwmn заурядное событие. Иногда горе обращает человека к Богу. Изменения в системе ценностей могут происходить только при значительном эмоциональном напряжении и высшем накале страстей. Для того, чтобы умалить линию, начертанную на песке не трогая ее, великий Акбар начертал рядом более длинную линию.
Из вышеизложенного очевидно, что с таким мощным и разнообразным оснащением, специально предназначенным для того, чтобы видеть мир не таким, каков он есть в действительности, а таким, каким хочется его видеть, человек и действительно может “имея глаза не видеть, и имея уши не слышать”.
Однако, проблема №3: “возможность модифицировать или снимать фильтры сознания”, - это целая большая тема, которая не может быть даже толком затронута в данном разделе. Решению этой проблемы посвящены и методы НЛП (нейролингвистического программирования), и методы психоанализа, японская методика морита-терапия, все Пути Освобождения (религия, магия, йога, дзен и др.), да и вся данная работа тоже.
Некоторые выводы: Различные фильтры сознания представляют собой ничто иное, как многоуровневую структуру ЭГО: эфирные, астральные и ментальные. На нисходящей ветви круга Сансары их эволюционный смысл состоял в том, чтобы привести человека во взаимодействие с определенными уровнями Реальности, хотя бы даже и в ущерб восприятию Высшего. Теперь, когда эволюционный поток человечества вливается в восходящую ветвь Сансары, позитивный эволюционный потенциал структуры фильтров сознания исчерпан и их ограничения должны быть преодолены или сняты (в смысле Гегеля). В этом на данном этапе эволюции и состоит способ эволюции сознания. Но структуры фильтров или слои ЭГО обладают определенной энергетической и структурнофункциональной автономностью и активно борются за сохранение сложившегося status quo, т.е. своего существования в неизменном виде.
Активность фильтров сознания проявляется в экранировании сознания и “Я” человека от Реальности, погружении человека в мир иллюзий, ими же и генерируемый. Человек отождествляет себя со своими искаженными отражениями в структуре этих фильтров и без тени сомнения принимает за Реальность ее колеблющиеся отражения в астральных и ментальных структурах личности. В эмоциональном плане человек верит, что мир устроен так, чтобы ему нравится и “доставлять удовольствие”. В интеллектуальном плане человек принимает за Реальность свои измышления о ней и затем живет в этом придуманном им же самим мире. Наделение абстракций мышления онтологическим статусом в философии называется “гипостазирование”. Например, наивные физики всерьез считают, что существуют материальные точки, тогда как чуть менее наивные понимают, что точки не существуют, но находятся в полной уверенности, что существуют пространство и время, и т.п..
Одни философы верят в существование материи и не существование Духа, другие - верят в обратное. Но все это всего-лишь абстрактные модели, причем знаковые, т.е. в конце концов всего лишь слова, созданные человеком на определенном этапе эволюции для ориентации в Реальности. Принимать модель за Реальность - это тоже самое, что принять за настоящую Луну ее отражение в озере. В определенном смысле отражение Луны в озере это “совместное творчество” и Луны, и озера.
Аналогично в том, что мы принимаем за Реальность есть не только элемент самой Реальности, но и элемент “нас самих”, нашего способа отражения Реальности на данном этапе эволюции, точнее того, что на данном этапе эволюции мы считаем собой, но что в действительности нами также не является. Мы видим и осознаем Реальность не такой, какой она является “на самом деле”, а такой, какой можем ее видеть с использованием нашего аппарата восприятия и осознания. (Мы видим пчелу и она видит нас, но мы видим себя совершенно иначе, чем нас видит пчела, и она себя видит совершенно не такой, какой ее видим мы.). В результате у человека, защищающего от разрушения сложившийся собственный образ самого себя, появляется желание сохранять и сложившиеся представления о Реальности, поддерживать эти эти иллюзорные отражения и защищать их от разрушения. Отсюда возникает ложная оценка информации о Реальности как опасной и травмирующей для личности, происходит ее полное отрицание или, если это невозможно, то осуществляется ее искажение и трансформация в приемлемую форму.
Человек в процессе эволюции последовательно разрывает отождествление со своими привязанностями к плотским, эмоциональным и интеллектуальным наслаждениям (грехи, скверны). Соответствующие фильтры сознания, питающиеся их энергией, становятся пассивными и прозрачными, и человек начинает более адекватно осознавать Реальность. Буря чувств утихает, беспорядочная толчея волн на озере Души сменяется чуть заметной рябью, а затем озеро становится подобным идеальному зеркалу и мы видим в нем идеальное отражение Луны. И только после этого человек может освободится от гипноза в котором он жил, оторвать свой взгляд от озера и посмотреть на Небо.
Таким образом человек принимает за Реальность свою субъективную модель этой Реальности, зависящую не только от самой Реальности, но и от формы сознания, которой она построена. При любой форме сознания человек “думает”, что он живет в некоторой Реальности, которая его окружает, хотя в действительности он живет всего лишь в созданной им же самим модели этой Реальности.
Примечание: Все понятия человека о Реальности, выработанные наукой (например физикой), все философские категории, - все это лишь элементы модели Реальности, построенной человеком. В этом смысле можно сказать, что материи не существует, существует лишь философская категория материи, существует также и то, что она отражает, но это не материя, мы лишь называем это материей. Обычно считается, что “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается нашим сознанием, существуя вне и независимо от него” (см., например, определение материи, данное Лениным).
Очевидно, подобные определения вводят понятие материи лишь в качестве элемента модели реальности, созданной человеком. Следовательно, это очень серьезная абстракция, зависящая от формы сознания. Обычно люди думают, что при физическом сознании невозможно прямое влияние сознания на объекты (телекинез). Но это не так: в действительности телекинез не только возможен при физической форме сознания, но и является тем способом, которым высшие структуры тела человека (эфирное, астральное, ментальное и др.) связаны с его физическим телом, т.е. телекинез - это основа жизни. Правда при физическом сознании телекинез проявляется в микромасштабах, но то, что он проявляется, подтверждено в строгих научных экспериментах с wpegb{w`imn высокой достоверностью (Роберт Джан, Бренда Данн, Принстонский университет, NJ, USA). А что человек будет называть материей в состоянии сна? Свои галлюцинации? По-видимому да, и он будет при этом не менее (правда и не более) прав, чем человек, называющий материальными физические объекты при физической форме сознания. Строго говоря, понятию материи ничего не соответствует, это пример плодотворной абстракции, наподобие понятия “материальная точка”. Все понимают, что материальных точек на самом деле в природе нет, но этим понятием пользуются при определенных ограничениях, т.е. тогда, когда это уместно.
Автор разработал мировоззренческую концепцию (см. разделы 8.1 - 6.7 данной работы), в которой корректно с научной точки зрения вводятся базовые понятия “относительно объективное” и “относительно субъективное” и на их основе формулируется естественно-научная постановка основного вопроса философии, а также рассматриваются естественно-научные пути его решения. Реализация этой программы позволит перейти от противоположных по содержанию но одинаково безапелляционных заявлений философов к действительному изучению ситуации, в которой мы на самом деле находимся.
Особенно ярко это проявляется в состоянии сна со сновидениями, когда наше сознание формирует сон с таким содержанием, с такими ситуациями, которые “объясняют” и делают “естественными и закономерными” те ощущения, которые мы реально испытываем в это время. Например, если во время сна с ног сползло одеяло и они начинают замерзать, то нам может присниться, что мы переходим горную речку вброд или идем по снегу.
В этом смысле “физическая реальность”, которую мы осознаем как окружающий мир при физической форме сознания принципиально ничем не отличается от образа физической реальности, который мы принимаем за физическую реальность в состоянии сна, в котором мы думаем, что бодрствуем. Но в ясном сне мы осознаем сам факт того, что мы спим, и , следовательно, осознаем, что все, что мы видим вокруг не более, чем иллюзия связанная с Реальностью лишь косвенно по законам ассоциаций. Аналогично и в состоянии бодрствования мы можем осознавать, что окружающая нас “физическая реальность” представляет собой не более чем субъективную модель Реальности, построенную физическим сознанием (о чем собственно и говорится в данном разделе). И подобно тому, как убирая иллюзии мы переходим из состояния сна в астральное сознание, подобно этому убирая иллюзии в состоянии бодрствования мы переходим из него в ментальное сознание.