Автор предлагает гипотезу, в соответствии с которой явление жизни принципиально не может быть определено структурно и единственно возможным определением является функциональное. Чтобы дать такое определение необходимо исследовать самые различные формы жизни, основанные на качественно различных материальных структурах (не только белковых) и выделить общие для них функции. По–видимому в этом плане наиболее существенными являются функции самовоспроизведения, адаптации к среде обитания и выхода за ее пределы (освоение новой среды), а также сложный высокоорганизованный характер обмена веществом, энергией и информацией со средой и внутри организма. Функциональный подход снимает также предвзятые предположения о различных средах, в которых возможна жизнь. В принципе в любой среде возможны структуры, поддерживающие те специфические динамические и функциональные закономерности, которые ассоциируются у нас, и у представителей иных форм жизни с понятием "жизнь".
Функциональный подход открывает также новый путь классификации форм жизни, основанный на современных представлениях об эволюции Вселенной и космической среды. Первую подобную классификацию, насколько известно, предложил профессор Нью – Йоркского университета Р.Шапиро в 1987 году. Необходимо отметить обобщающую работу И.Н.Ковшун и В.И.Ковшун "Вселенная и Жизнь", Одесса, "Маяк", 1989, изданную за счет средств авторов. К.Э.Циолковский призывал отречься от антропоморфного представления об иной жизни и разуме. Он был прав не только в своем предвидении "консервных банок", напичканных людьми, которые уже летают в космосе (космические корабли), но и в вопросе о "древних эфирных существах", как он их называл. "Мы говорим про существа, подобные людям, только более совершенные. Между ними могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких планетах, например на Земле. Однако, большинство их однообразно и приспособлено к жизни в эфире". Недавно об обнаружении подобных существ с помощью современной измерительно – регистрирующей аппаратуры заявила группа итальянских ученых во главе с доктором Бокконе. В.И.Вернадский считал, что жизнь – это фундаментальный космологический фактор, что возникла она вместе с возникновением Вселенной, а не на последних этапах ее развития. Но тогда формы жизни были совершенно иными, чем сейчас. Формы жизни всегда соответствовали формам окружающей среды и определялись ее развитием, т.е. в конечном счете – Эволюцией Вселенной в целом. Не исключено существование и обратной зависимости глобального процесса развития Вселенной в целом от судеб эволюции жизни и сознания, в частности Земной био– и ноосферы. Нам это кажется невероятным, но может быть настолько же порядков дальше горизонта сознания сперматозоида лежат жизненные проблемы существа, которое возникнет, если он достигнет своей цели. Возможно это существо для него и есть целая Вселенная...
В этом циклическом (или спиралеобразном) процессе Сансары можно выделить два основных направления (полупериода): 1. расширение Вселенной, развертывание, дифференциация, отрицание структур, материализация (“нисходящий поток”); 2. сжатие Вселенной, свертывание, объединение, синтез структур, одухотворение (“восходящая ветвь эволюции”).
Восточные эзотерические космогонические учения (см., например, Е.И.Рерих, “Космические легенды Востока”) говорят о том, что история Вселенной представляет собой бесконечное чередование периодов Бытия – Великих Манвантар, и Не–Бытия, называемого Маха Пралайя, которые полагаются равными друг другу и имеют длительность около 1015 лет.
Великая Манвантара делится на дни – Дни Брамы, или Малые Манвантары, и ночи – Ночи Брамы, или Малые Пралайи... Во время Малой Пралайи мир не исчезает, но умирает все живое, чтобы ожить во время Дня Брамы. (В этом смысле День и ночь Брамы может быть больше похожи на времена года: на “Лето и Зиму Брамы”, авт.) Продолжительность Дня или Ночи Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет. 360 Дней и Ночей Брамы равны одному году Брамы, а сто лет Брамы соответствуют веку Брамы или Великой Манвантаре.
Маха Пралайя описывается следующим образом: “Не было ничего. Единая Тьма наполняла беспредельное Все... Не было времени... (Сравните библейское: “И было время, когда времени не было...”. Похоже наш язык мало подходит для выражения этих понятий. В каком смысле можно говорить о продолжительности Маха Пралайи, если “времени не было”... По–видимому, “будет время, когда времени не будет”, т.е. ничто не вечно в этом мире, в том числе и само время, и сам этот мир. Авт.) Не было Космического Разума... Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя. Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений...”. В “Вишну Пуранах” говорится: “Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света – ничего, кроме Единого Непостижимого разумом”. Во время небытия существует лишь Единый Патабраман, причина всего существующего и несуществующего, лишенный всякого дуализма, присущего любому Бытию. Лишь с началом Великой Манвантары Патабраман раздваивается, образуя первичную противоположность Духа и Материи, Мужского и Женского, Добра и Зла и т.д. Не символизируется ли это раздвоение Единого восстанием Сатаны против Бога в Библии? Если это так, то его восстание и последующее поражение также неизбежно и периодически повторяется, как смена дня и ночи или времен года. Как бы то ни было процесс раздвоения Единого, последующая его дифференциация, а затем объединение и составляет содержание Великой Мистерии Вселенной–в–Целом и всех Мистерий человека и других существ.
Необходимо также отметить провидческую работу известного английского философа Олафа Степлдона “Создатель Звезд” (REFL–book, ВАКЛЕР, 1996), в которой он подробно рассматривает различные виды цивилизаций, существующих во Вселенной на различных этапах ее эволюции.
На этапе дифференциации Вселенной каждая новая форма жизни, базирующаяся на новых дифференцированных структурах Реальности: галактиках, звездах, планетах, характеризуются преобладанием ЯН по сравнению с формами жизни, средой обитания которых являются соответственно межгалактические, межзвездные и межпланетные просторы (для которых характерно преобладание ИНЬ). На каждом из этапов дифференциации происходит разделение предшествующей формы жизни (цивилизации - прародительницы) на две компоненты: с преобладанием ЯН, и с преобладанием ИНЬ. Кроме того остается, в несколько измененном виде, естественно, и цивилизация - прародительница. Новая цивилизация ЯН-типа начинает осваивать новый более плотный уровень Реальности, а цивилизация ИНЬ-типа остается в свободном от его структур пространстве. Таким образом, этап дифференциации Вселенной связан с активной деятельностью мужского начала, роль относительная роль которого тем выше, чем ниже уровень Реальности (максимальная степень проявления ЯН наблюдается на физическом и трансфизическом планах).
На этапе синтеза Вселенной происходит объединение цивилизаций ЯН и ИНЬ типов в друг с другом, а также с цивилизацией - прародительницей более высокого уровня. Таким образом на этапе синтеза цивилизации ИНЬ-типа начинают играть относительно большую роль, по сравнению с этапом дифференциации. Происходит последовательный переход цивилизаций на все более высокие уровни Реальности, характеризующиеся большей ролью ИНЬ.
Примечание. Исходя из вышеперечисленных закономерностей можно предположить, что чем выше роль женщины в семье и обществе, тем выше форма этого общества. Социальные структуры с униженной и бесправной женщиной являются закономерными лишь на этапе утверждения человеческой цивилизации на физическом плане. Но на этапе перехода к освоению высших планов Реальности роль женщины непрерывно возрастает и в дальнейшем эта закономерность сохраняется. Об этом говорила в своих письмах Е.И.Рерих.
На этапе синтеза происходит интеграция разумов индивидуальных существ и различных форм жизни в результате чего в конце–концов образуется Объединенный разум Метагалактики, в лице которого Проявленная Вселенная осознает саму себя, как нечто единое. Единый разум Проявленной Вселенной предстает “лицом к лицу” перед Создателем Звезд, чтобы отчитаться перед ним за цикл эволюции Данной Вселенной и сообщить ему о всем наиболее ценном, достигнутом в данной Вселенной. После этого наступает Маха Пралайя и Создатель Звезд создает новую Вселенную (Олаф Степлдон).
Возникающие при этом формы жизни имеют различное положение на круге Сансары, и, следовательно, характеризуются различным соотношение энергий Инь – Ян, а значит по отношению к друг к другу у них могут быть отношения, похожие на отношения различных полов.
Итак, жизнь возможна на всех планетах, звездах, и галактиках, а также в межпланетной, межзвездной и межгалактической космической среде, но в соответствующих формах, большинство из которых нам неизвестно. Все формы жизни образуют единую целостную систему. Перефразируя известную фразу Киплинга можно сказать, что ВСЕ ЖИВЫЕ И РАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА КОСМОСА ОДНОЙ КРОВИ, как впрочем и сам Космос. И у каждой из этих форм своя среда обитания, которая может быть недоступной для других форм, т.е. свой умвельт или Тональ, как говорит Дон Хуан. Первые формы жизни не могли иметь не только белковую, но и вещественную основу, т.к. на первых этапах эволюции Вселенной этих форм материи просто не существовало. "...были другие планеты, другие солнца и другие существа, но составленные из более простых молекул. При химическом соединении их, они испускали свет, невидимый нами теперь, нечувствуемый нашими органами зрения, потому что величина эфирных волн была меньше и эфирная среда другая, более разреженная и упругая, чем теперь... Тогдашние существа были менее плотны, но и они были подвержены эволюции... Умели ли они сохраниться до настоящего времени и живут ли они среди нас, будучи невидимы нами? ...не служат ли эти прошедшие существа основанием человека? (1902г.).