С другой стороны, выступая на телевидении, человек лжет невольно. Потому что перед телекамерой любой старается казаться не таким, какой он есть на самом деле. Таков феномен телевидения. Перед телекамерой невозможно не играть. Одни хотят казаться лучше, другие, наоборот, эпатируют зрителей. Но и те и другие не соответствуют самим себе, настоящим. Таким, каковы они в жизни.
И тем не менее любой политик, даже хорошо "надрессированный", привыкший выступать перед телекамерами, чем-нибудь да выдаст себя. Его тело - жесты, мимика - обязательно подведет в какой-то момент.
Обычно мы моргаем в среднем шесть раз в минуту. Тот, кто лжет, моргает значительно чаще. У него появляются монотонные интонации. Он инстинктивно, не отдавая себе в этом отчета, старается слегка отвернуться от собеседника. Говорит чуть-чуть в сторону. Принимает так называемые закрытые позы (скрещивает руки на груди, ноги перекрещивает). Берет в руки какие-то предметы, как будто прикрывается ими. Прежде чем ответить даже на простой вопрос, делает небольшую, но совершенно неоправданную паузу.
Что происходит в душе человека в тот момент, когда он лжет? Люди рассказывали мне, что они начинают воспринимать свое лицо как маску. У одних появляется чувство растерянности, и они отводят глаза в сторону. Другие, понимая, что выдать себя нельзя, стараются повысить самоконтроль и заставляют себя смотреть прямо на того, кому лгут. Помните: глаза их при этом сужаются, взгляд становится напряженным, на лице появляется нелепая асимметричная улыбка.
Как еще люди пытаются скрыть ложь? Некоторые знают, что им свойственно лгать тихо, и они, когда говорят неправду, повышают голос. Но несколько странные интонации, изменение темпа речи и выражение лица все равно подводят их. Очень часто от них можно услышать: <Ах, ты мне не веришь?!> И сразу же начинают приводить кучу фактов и доказательств, которые никогда бы не стали приводить, если бы действительно говорили правду. Понимают, что их позиция требует обоснования, вот и доказывают свою <правоту> не только другим, но и себе.
Стоит насторожиться, если человек, обещая что-то, вдруг почесывает горло. Когда люди лгут, у них непроизвольно возникает внутри напряжение, которое хочется снять, вот рука сама и тянется к горлу. Отсюда же и излишняя жестикуляция, желание дотронуться не только до шеи, но и до носа, лица, поправить прическу.
В одной брошюре про мимику и жесты мне встретился рисунок: мужчина почесывал пальцем нос. А под рисунком строгая надпись: <Он врет!>. Подобные упрощения очень раздражают психиатров. А вдруг у человека просто насморк и потому чешется нос? Юноша при разговоре может держать руку у лица только потому, что прикрывает прыщик на нем. И поправлять ворот рубашки всего лишь потому, что не привык к галстуку. Знаю девушку, которая, общаясь с молодыми людьми, старается "незаметно" прикрыть рукой маленькие усики. Женщина может часто дотрагиваться до мочек ушей, ощупывая камешки любимых сережек, а вовсе не потому, что лжет. Необходимо анализировать все в комплексе - жесты, выражение лица, интонации, смысл произносимого.
Игорь Олегович, шутя, предложил сказать, что меня якобы зовут Аней.
- Меня зовут Аня, - бодро произнесла я, следя за тем, чтобы не дотронуться руками до лица и шеи.
- Видите, у вас появилась неадекватная улыбка, вы часто заморгали, изменили позу, а перед фразой "Меня зовут Аня" сделали, между прочим, паузу. Сразу четыре симптома лжи. А что вы сами почувствовали?
У меня сильно запершило в горле, и захотелось кашлять. Да, лгать - дело непростое. Не каждому по плечу. Маленькие дети лгать вообще не умеют. Подросшим ложь дается, но с трудом. С возрастом люди совершенствуются - врут легко. И даже самозабвенно. Особенно политики.
Не каждому дано
А кому врать проще всего? Оказывается, легкость, с которой человек лжет, зависит не только от возраста и профессионального опыта, но и от его психотипа. Специалисты делят нас на пять психотипов с довольно обидными названиями: "истерики", "астеники", "шизоиды", "эпилептоиды" и "гипертимы". Обижаться на названия смысла нет, это ведь не диагноз, а всего лишь описание личностей.
- Лучше всех врут истерики, - уверяет Вагин. - Они умеют врать легко и вдохновенно, не краснея, способны великолепно болтать ни о чем. Классический пример такого типа людей - Жириновский. Несет всякую околесицу и чувствует себя прекрасно.
А вот шизоиду соврать труднее. Поскольку Явлинский - человек именно такого плана, ему труднее, чем другим политикам, лгать, поэтому он менее находчив во время теледебатов. Не то что Жириновский, Немцов или Чубайс. Шизоиды - это оригиналы, мыслители, философы, изобретатели. Обожают поговорить о высоких материях, о летающих тарелках:
Шизоиды чаще других говорят невпопад, любят "разводить теории". Телеведущий Гордон - яркий представитель такого психотипа, и в своей студии он зачастую собирает таких же шизоидов. А вот Дибров больше похож на истерика, в его программах более истероидные, более куражные герои. У истериков жестикуляция и мимика живее, чем у шизоидов: обратите внимание, Гордон более "сухой", чем Дибров.
Если шизоиды - теоретики, то эпилептоиды - реалисты. Педантичные и пунктуальные люди. Из них получаются хорошие военные. Попав в политику, они называют себя практиками, хозяйственниками, вникают во все дела. Типичный представитель такого типа - Черномырдин. Эпилептоиды умеют лгать. Они хорошо себя контролируют, поэтому лишнего говорят мало. Общаясь с ними, надо иметь в виду, что они особенно любят и ценят аккуратность, четкость, надежность, пунктуальность. Эпилептоиды скупы на жесты. Сталин - шизоэпилептоид. Отсюда его ограниченная жестикуляция: рука, заложенная за полу френча.
А вот астеников на экранах телевизоров и в политике не бывает. Они туда не стремятся. И правильно делают, их там все равно разорвут и затопчут. Астеники - очень скромные, тихие, интеллигентные люди. Они блестящие исполнители и потому очень хороши на вторых-третьих ролях в производстве. В быту слишком правильные, скучные и пресные. С большим трудом учатся лгать. Сказав неправду, выдают себя сразу же, краснея или бледнея. Используют очень мало жестов, размахивают руками редко. Астениками легко управлять, они податливые.
Гипертимы контролируют себя не хуже эпилептоидов. Они такие живые, предприимчивые люди. Не боятся ответственности, не испытывают страха в общении. Живут полной жизнью. Ельцин - гипертим. Помните, как он на танке в девяносто первом?! А история про то, как его то ли скинули с моста с букетом цветов, то ли он сам упал? С Борисом Николаевичем такое могло случиться, а с Михаилом Сергеевичем - никогда. Сравните их, и станет понятно, чем гипертимы отличаются от истериков. Типичный гипертим - и телеведущий Комиссаров. Он уверенно доминирует в общении, напорист, умеет подчинять людей.
Правда, люди редко относятся к чистым психотипам. Например, в Чубайсе сочетание эпилептоида с истериком, а в Немцове - гипертима с истериком. Естественно, что все это отражается на их поведении, мимике и жестах.
Врет как... Буратино!
Чем выше должность человека, тем быстрее и лучше он обучается говорить неправду. Но шила в мешке не утаишь. Хотите читать мысли и желания людей как открытую книгу - учитесь обращать внимание на изменения темпа их речи, на рассогласования между интонациями и смыслом того, о чем они говорят. "Да" можно произнести как "нет", а "нет" - как "да". Тоска и заунывность в голосе могут придать фразе "Я люблю тебя" противоположный смысл. Это и есть рассогласование между интонациями и смыслом слов. Вот на чем попадаются политики, когда смысл их речи, написанной "спичрайтерами" бодро, - за здравие, а интонации - за упокой. Еще более показательна ситуация лжи, когда словам противоречат не интонации, а жесты. Согласитесь, трудно поверить кому-то, что он "наверняка знает, как нужно действовать", если при этом чешет затылок. Другой оратор утверждает, что он искренен и сердечен, и для убедительности даже прикладывает руку к... правой стороне груди. А ведь сердце-то у абсолютного большинства из нас слева!
"Мне хочется так много вам дать!" - уверяет вас кто-то, а его руки при этом делают круговые движения около груди, он ими гребет - загребает к себе. Невозможно уследить одновременно за словами, руками и лицом: Такое, по словам Вагина, часто можно наблюдать во время телевизионных шоу. На лице какой-нибудь дамы, изображающей страдание, вдруг мелькает неадекватная усмешка. Симулируя чувства, которые они не испытывают, люди грешат многословием, противоречат себе, путаются. Они говорят о сильных, порой смертельных чувствах - о злобе, любви, ненависти, а речь их вдруг делается невнятной, глаза в сторону убегают, поза остается вялой. Отвечают на простые вопросы с необоснованными паузами, что вполне объяснимо: нужно время, чтобы сообразить, как правильно вести себя по сценарию, какие чувства в этот момент надо демонстрировать.
А тут еще пластика тела выдает. Помните, как в фильме "Начало" актриса Чурикова показывает профессиональную неопытность своей героини? Провинциалке, игравшей в самодеятельности, предложили роль Жанны д'Арк. Чурикова посчитала, что девушка, не владеющая актерским мастерством, не знает, куда руки деть. Блестящая находка актрисы! Ведь именно пластика отличает хорошего артиста от плохого. Только благодаря ей один смотрится на сцене естественно, а другой - скованно. Так вот, человек, который лжет, тоже не знает, куда деть руки. Вагин говорит, что пластика лгуна похожа на дерганья Буратино.
Артист, заучивая роль наизусть, много раз репетирует ее, произносит чужие слова, то есть по сути - ложь. Срабатывает феномен: сто раз солжешь, а на сто первый сам поверишь в это. И артист начинает верить, что говорит правду. Даже его подсознание верит, и руки профессионала сами движутся как надо. А любитель все время помнит, что он играет на сцене, то есть лжет, и руки его, как у Буратино, болтаются.