Как видно из тр. паскаля, весь дальнейший эволюционный процесс направлен на увеличение, развертывание и дифференциацию Евклидова пространства системы (крайности в каждом ряду остаются на краях, а весь центр системы, который начался с двойки, разрастается).
На основании тр. Паскаля можно определить эволюцию логики и количество существующих в ней логических систем (координат логики).
Рисунок № 4. Эволюция структуры логики по треугольнику Паскаля.
1 - однозначная (монадная) логика
1+1 - двузначная логика: либо “ложь”, либо “истина”
1+2+1 - трехзначная логика – введение “парадоксального” между крайностями
1+3+3+11+4+6+4+1
1+5+10+10+5+1
1+6+15+20+15+6+1 многозначная логика, использующая понятия,
1+7+21+35+35+21+7+1 которые не являются достаточно конкретными,
1+8+28+56+70+56+28+8+1 такие как необходимо, возможно, случайно и т.д.
1+9+36+84+126+126+84+36+9+1
1+10+45+120+210+252+210+120+45+10+1
На сегодня известны следующие виды существующих логик:
- двузначная или классическая логика, использующая для описания действительности только два крайних понятия: “истинно” и “ложно”;
- трехзначная логика, принесенная Я. Лукасевичем, он ввел понятие “парадоксальное” или “бессмысленное”, по которым нельзя сказать конкретно истинны они или ложны – промежуточные между крайностями предыдущего этапа (среднее между крайностями всегда неопределенно);
- многозначная логика, использующая такие неопределенные понятия, как “необходимо”, “возможно”, “случайно”.
Приведенная схема вполне однозначно показывает нам, что количество логических систем, существующих в Природе, определяется количеством цифр-координат в соответствующем ряду тр. Паскаля, т.е. каждая цифра в соответствующем ряду является носителем того или иного вида логики, что позволяет сделать нам следующие выводы:
первичной является не двузначная, а однозначная логика, которая не рассматривается современной наукой.
предельное количество существующих логик определяется предельным количеством цифр-координат в 11-м ряду тр. Паскаля – это значит, что количество существующих в Природе логических систем не должно превышать одиннадцати.
и то, что количество используемых системой логических систем (в данном случае человечеством) определяется этапом развития самой системы, т.е. уровень развития сознание любой системы на каждом очередном этапе будет определяться структурой самого этапа развития (монадность, диадность, триадность… многозначность). А это значит, что структура системы на том или ином этапе будет определять и структуру используемой ею логики. В свою очередь структура логики будет определять сущность и форму исповедуемых системой идей на соответствующем этапе ее развития. Прекрасной демонстрацией изложенного является изменение сознания ребенка в ходе его роста. В раннем детстве он исповедует одну логику и философию, в детском саду другую, в младших классах школы третью, в старших классах четвертую, после школы пятую и т.д.
Последнее обрисовывает нам следующий эволюционный процесс логического развития:
- на этапе монады (тезиса) системой используется однозначная логика. последнюю можно определить простым принципом, характерным для любой вновь возникшей и бурно растущей системы – “вперед и только вперед”, невзирая ни на какие возражения, несогласия и препятствия окружающей среды. Других рассуждений на этом этапе не существует (именно так мыслит возникший из зерна росток, так мыслит появившийся на свет ребенок, так мыслил и любой завоеватель, основывающий новое государство, будь то Александр Македонский или Чингисхан, Франциско Писарро и Эрнан Кортес, наполеон, Ленин, Сталин и пр., и так же до ХХ века мыслило и все человечество).
- на этапе Позитрониевой диады (антитезиса) используется двузначная логика крайностей – т.н. классическая логика, использующая только два полярно противоположных понятия: “истинно” и “ложно”, которые можно обозначить знаками “+” и “-“, “1” и “0”, “Да” и “Нет”, свет и тьма, правое и левое и т.д. (количество знаков в двузначной математике) Этот этап ярко описан Аристотелем в его “принципе исключения третьего”, который утверждает что “нет ничего третьего (промежуточного) между членами противоречивой пары и предписывает считать истинным какую-либо одну из крайностей”.[30] следует отметить, что некоторые философские школы отрицают идентичность закона исключения третьего принципа с принципом двузначности. Хотя из структуры тр. Паскаля четко видно, что это две различных формулировки одной и той же закономерности, а следовательно, мы вправе снять вопрос об их различии раз и навсегда!
- на этапе перехода к многозначной логике используется триадная логика третьего ряда тр. Паскаля Я. Лукасевича, включающая наличие третьего принципа между двумя крайними суждениями в отличие от предыдущего этапа.
- многозначная логика от четвертой до десятой степени (от 4 до 11 ряда тр. Паскаля) – логика использующая не только простые и однозначные определения, а все богатство современного человеческого мышления “Современная логика слагается из множества внутренне разнородных логических систем. Многозначные системы более богаты, чем двузначная логика: в первой имеются функции невыразимые во второй. (понятия) в многозначной логике не кажутся достаточно ясными (они) неопределимы в двузначной логике. Так, если в двузначной логике имеется только четыре разные функции от одного аргумента (четыре координаты-элемента-пространства третьего ряда тр. паскаля), то в трехзначной логике их уже соответственно двадцать семь”.[31] Следовательно, в одиннадцатом ряду их будет 1111 = 285311670611, т.е. в 71327917652 раз больше чем четыре (285311670611 : 4). из сопоставления этой величины с жалкими четырьмя функциями одного аргумента двузначной логики сразу же становится видна убогая нищета привычной для нас классической логики, в рамки которой мы тщетно пытаемся запихать все существующие истины (наивные попытки).
Все это позволяет сделать следующий кардинальный вывод: для каждого этапа эволюции существует своя логика и то, что истинно для одного этапа развития является ложным для другого. Любая система в ходе эволюции проходит последовательно все этапы своего развития в полном соответствии с рядами тр. Паскаля. И только Бог содержит в Себе все этапы развития (ряды тр. Паскаля) ОДНОВРЕМЕННО !, а потому Он мудро и последовательно ведет нас по ступенькам развития от одного этапа (ряда в тр. паскаля) к другому.
Наглядными примерами сказанного может послужить следующее: то, что истинно для животных (убивать других, иногда и собственных детенышей, для своего благополучия, жить только потребностями тела, а не разума, жить, в основном, только для себя, игнорируя потребности других себе подобных) – ложно для человека (и наоборот); то, что истинно для ребенка (естественная потребность растущего организма – чтобы заботились только о нем из-за его слабости) – ложно для взрослого (и наоборот); то, что истинно для войны (убивать других) – ложно для мира (и наоборот); то, что истинно для человека – ложно для Бога (и наоборот) и т.д. не даром находим в Ббилии “Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.[32] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может”.[33] Другими словами, то, что истинно для одного уровня организации (этапа), то ложно для другого. То, что для каждого времени своя истина подтверждает и апостол Павел: “Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего (2000 лет назад) и не властей века сего преходящих.., которой никто из властей века сего не познал”.[34] Да что говорить, мы сами еще относительно недавно по историческим меркам видели, как менялись различные истины в нашей стране: до революции у нас была одна истина, после революции другая, после распада СССР третья, а теперь вскоре предстоит и четвертая.
С этих позиций мы можем отследить следующую эволюцию человечества, прекрасно описанную в Библии:
1) этап монады (тезис или первый ряд в тр. Паскаля) – “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его”.[35] здесь описан продолжительный этап возникновения человека на Земле.
2) этап Позитрониевого противостояния противоположностей (антитезис или второй ряд в тр. паскаля) – “перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать”.[36] В данном стихе описан этап равенства противоположностей в их борьбе. Господство этого принципа и породило расхождение социальных противоположностей в разные стороны (период господства знака расхождения < в отношениях между людьми).
3) этап слияния противоположностей (синтез или третий ряд в тр. Паскаля) – “возлюби ближнего твоего, как самого себя”.[37] этап равенства противоположностей в их сотрудничестве (взаимное притяжение, симпатия, дружба – это все различные формы или стадии любви с разным ее процентным содержанием). Господство этого принципа породило моральное схождение социальных противоположностей из разошедшихся в разные стороны крайностей к будущему моральному единству (период господства знака схождения > в отношениях между людьми).