Во–втором случае, понимая философию техники как учебную дициплину, следует подчеркнуть ее мировоззренческую функцию, в рамках которой осуществляется осмысление слушателем своей будущей профессии, ее границ, осознание и критический анализ технической (и гуманитарной) культуры, уяснение проблем и задач, которые в ней решаются, осмысление специфики технического мышления [4].
Основными направлениями гуманизации являются: создание творчески ориентированной (креативной) педагогики; преодоление сциентистской модели студента как рецепиента информации; уничтожение формализма в образовании; ориентация в образовании на весь мир культуры, а не только на науку; изменение цели образования… Все это в своем совокупном действии должно помочь преодолеть существующие пороки инженерного образования и трансформировать студента из объекта в субъект образовательной деятельности [5].
Социальная роль науки
Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание природы, для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науке, использовать для достижения своей цели важные научные открытия.
Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся [5].
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Логико–гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно–историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально–техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.
В 50–60–е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт [5].
Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально–профессиональной группой, определенным сообществом.
Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.
Сегодня, в условиях научно–технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.
Заключение
В своём реферате я рассмотрела такую важную в философии тему, как «основные функции науки. Ее социальная роль». Раскрывая тему, я показала, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.
Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким–нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание — сила» сегодня актуален как никогда.
Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно–технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере — методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.
Список литературы
Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352с.
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. — М.: Логос, 2000. — 320с.
Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией В.И.Купцова. — М.: Аспект–Пресс, 1996. — 554с.
Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА–М, 2006. — 272 с.
Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 352с.