Смекни!
smekni.com

А. С. Макаренко (стр. 2 из 3)

А началось всё с того, что в сентябре 1920 года Антона Семеновича Макаренко вызвали в губернский отдел народного образования.

И Макаренко, став заведующим Полтавской колонией для правонарушителей, горячо принялся за работу. Четвёртого декабря в колонию прибыли первые шесть воспитанников.

Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Им хотелось есть- и они добывали себе еду воровством. Они мёрзли и , чтобы затопить печь, разбирали забор или жгли мебель.

Макаренко понимал, что с каждым днем ему становится труднее подчинить своей воли разболтанную группу парней, именуемых в официальных бумагах «воспитанниками». На страницах «Педагогической поэмы » Антон Семенович рассказывал, как произошел этот процесс перевоспитания. Он был длительным и трудным. И первым толчком был случай, хорошо запомнившийся и Макаренко, и воспитанникам.

Антон Семенович, воспитателя, мог предъявлять воспитанникам свои требования. И эти требования выполнялись безоговорочно. В гневном возмущении своего воспитателя колонисты увидели «человеческий взрыв», глубокую обиду за общее дело колонии. В него поверили. Пусть еще немного ребят, но уже на них можно было опереться в своих дальнейших действиях.

Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей.

Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том, какое огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий людей общностью цели. Теперь же, работая в новых условиях, он особенно хорошо почувствовал, как справедливы были его выводы .

Антон Семенович Макаренко направляет внимание своих воспитанников на такие дела, которые соединили бы их энергию с общей трудовой энергией советского народа.

Жилось колонии в ту пору трудно.

Антон Семенович Макаренко много думал над тем, как организовать коллектив воспитанников. Четко определил для себя Макаренко и что такое коллектив: «…коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище » .Многое изменилось в жизни колонистов. Теперь они сознательно стремились к тому, что прежде казалось им лишь требованием дисциплины.

Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался он в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».

Макаренко был бесконечно талантлив как педагог и щедр как человек .

И «Педагогическая поэма », и статьи по вопросам педагогики, и письма друзьям раскрывают его педагогические «тайны». И одна из них – в настоящей, по – своему суровой и в то же время беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца.

Сила любви Макаренко к детям была такова, что колонисты, даже самые равнодушные, не могли чувствовать её на себе, не могли не отзываться на неё.

Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И. Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

Антон Семёнович Макаренко работал «Педагогической поэмой» 10 лет – с 1925 по 1935 год. Он писал об этом времени, что это было время настоящего счастья: «Как ни трудно было мне, моя жизнь в это время была счастливой жизнью».

А в это время на другом конце Харькова по инициативе чекистов строилась великолепное здание для новой детской коммуны. Большой, вместительный дом, светлые комнаты, паркетные полы, высокие потолки, нарядные залы, широкие лестницы, несколько помещений для мастерских. Коммуна по замыслу чекистов должна была стать своеобразным памятником Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому.

Организаторы строительства обратились к Антону Семёновичу Макаренко с просьбой всё «посмотреть с педагогической точки зрения». Макаренко выполнил просьбу чекистов. Вскоре чекисты обратились к Антону Семёновичу с новой просьбой – подготовить открытие коммуны, а также выделить из коллектива горьковцев человек 50 колонистов, которые бы составили ядро коммуны, перенесли бы на новую почву свои традиции и навыки.

Однако при всех трудностях, с которыми сталкивался Макаренко в работе, были для него и новые радости и открытия.

Между тем противники педагогической системы Макаренко продолжали свои нападки. В конце концов договорились они до того, что признали всю предложенную им систему воспитания «несоветской». А в это время чекисты открывали перед Антоном Семёновичем огромные перспективы, необычайные просторы для его педагогических исканий. И Макаренко решился…

3-е сентября 1928 года Антон Семёнович Макаренко ушёл с поста заведующего колонией им. М. Горького, где проработал ровно 8 лет, с 3-его сентября 1920 года, и возглавил трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского.

Возглавив коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, Макаренко продолжал работать так же напряженно, как и прежде, использую опыт, полученный им в период работы в колонии. Только теперь у него было гораздо больше друзей, потому что никакие злобные статьи и выступления не могли скрыть настоящих успехов. Друзьями Макаренко, друзьями коммуны называли себя в это время и рабочие Харьковского паровозостроительного завода, и рабочие тракторного завода, и шахтёры Донбасса, и моряки крейсера «Червона Украiна», и колхозники окружающих сёл, и лётчики, и артисты Харьковского государственного театра русской драмы.

Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского с самого начала своего существования получила название трудовой коммуны.

Коммуна начала своё существование на средства, которые добровольно отчисляли из своей зарплаты чекисты.

Антон Семёнович всеми силами стремился к тому, чтобы коммунары не оставались холодными, бесстрастными зрителями. Поэтому часто в коммуне проводились диспуты, обсуждения спектаклей и пьес. Актёры Харьковского театра русской драмы, взявшие шефство над коммуной, были здесь частыми гостями.

Макаренко, горячо любивший искусство, стремился к тому, чтобы его воспитанники любили и ценили его, внимательно следили за событиями культурной жизни.

Очень хотелось Антону Семёновичу, чтобы, познавая прекрасное в искусстве коммунары умели видеть это прекрасное в жизни.

«Нашей воспитанности должен завидовать весь мир, - любил повторять он. И добавлял: - Вы не джентльмены, а хвастунишки. Когда уступаете место в трамвае – не оглядывайтесь».

В большом и малом требовал Макаренко от своих воспитанников уважения к человеку, к товарищу. Строго соблюдать регламент во время докладов и выступлений на собрании – уважать сидящих в зале, не затруднять их внимание перечислением пустых мелочей.

Уважение к личности каждого коммунара чувствовалось и в том, что в коммуне не было замков, запоров, ключей.

Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Никогда не обнимал и не целовал Антон Семёнович своих воспитанников – разве только в каких-то особых случаях. Он был с ними постоянно требовательным, даже подчас суров. Но каждый из них ощущал необыкновенную силу, настоящей дружбы и подлинного тепла.

С детства полюбив природу, полюбив дальние походы, ночевки у костра, Антон Семёнович хотел, чтобы радости походной жизни не прошли мимо его ребят. Он знал, как крепнет дружба в этих походах, как расширяется кругозор, определяются интересы.

В день пятилетия коммуны, 29-го декабря 1932 года, Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и именными золотыми часами. Правление трудкоммуны премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а Народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.

Макаренко задумал написать несколько работ, в которых хотел обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930-года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива дзержинцев в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».

В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть «Педагогической поэмы». Но совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о дзержинцах, об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.

4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза советских писателей СССР.

В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.