Смекни!
smekni.com

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности (стр. 5 из 13)

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной само­критичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно под­держивать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетичес­кого и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предсто­ит научиться более искренней терпимос­ти, чем ныне признаваемая.

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистичес­кие природные влечения, ибо иначе со­вместная жизнь людей становится невоз­можной. В связи с этим необходимо пре­одолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последу­ющими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйст­ва, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональ­ных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступ­ках по точным критериям; то, что полез­но для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновид­ность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Однов­ременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способ­ствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложнос­ти умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а зна­чит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше по­нять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедлен­ной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины ус­пехов и поражений человечества. Это поз­воляет усвоить законы развития про­гресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рацио­нальности и самого понятия): оно воспи­тывает конструктивность мышления, рас­полагает к творчеству и служит просвеще­нию в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободно­го неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвое­ние методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильно­му применению. Научное и учебное по­знание имеет грани взаимодействия, поз­воляющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая мето­дом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

Школа должна защи­щать, развивать, поощрять са­мостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предвари­тельного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть пос­ледовательность и последствия действий.

Взгляд в будущее.

Опасность человечеству исходит пре­жде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подо­зревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность.

Обществу приходится опасаться ново­го деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды

Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спа­сительным значением.

В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наи­более емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и по­литике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общес­твенное мнение и стимулирует производ­ство идей.

ГЛАВА 2

§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.»[1]

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.

3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.

5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.

6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.

7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых.

Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы – дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже Существенно повысить воспитательную отдачу обучения, школа не вправе отказываться от воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к учащимся. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а это большая разница. Важное значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы».[2]