В. Я. Гиндикин, как и Буянов, рассматривает клептоманию как редкую форму нарушения влечений. Он связывает ее с наличием психопатии или психо-патоподобного состояния.
В. В. Ковалев не употребляет термин клептомания и говорит о «привычном воровстве" как форме активной реакции протеста, которая стала привычкой. Он пишет, что позывы к воровству «...ввиду относительной легкости фиксации различных форм реагирования в детском возрасте... могут закрепляться и постепенно приобретать характер истинных расстройств влечений".
Таким образом, сам факт существования истинной клептомании остается под вопросом. Неясны порождающие ее факторы и прогноз. Тем не менее, нелепое, странное, необъяснимое воровство, накатывающее периодически на вполне, казалось бы, благополучных детей, продолжает существовать. Родители, да и сами дети, приходят в отчаяние от невозможности справиться с ситуацией. Можно ли им чем-то помочь?
Прежде всего, необходимо проанализировать все известные случаи воровства, которое совершал ребенок.
Можно ли найти кражам какое-то разумное обоснование, хотя бы некоторые признаки целесообразности? Например, стремление наказать обидчика, привлечь к себе внимание родителей, заставить родителей объединиться для решения проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе-
Все факторы, которые могут провоцировать ребенка на воровство, должны быть устранены как можно быстрее-
Обратите внимание на все обстоятельства краж; возможно, удастся выявить какие-то закономерности. Как распределяются кражи во времени, всегда ли интервалы между ними приблизительно равны, или они осуществляются как бы «запоями"? Не совпадают ли кражи с какими-то событиями в жизни ребенка, например периодами обострения отношений в семье, конфликтами в школе, ссорами с друзьями? Не совпадают ли периоды, когда ребенок совершает кражи, с периодами пониженного настроения, плохого сна? Не жалуется ли ребенок в это время на головные боли чаще, чем обычно? Не крадет ли ребенок чаще к концу учебной четверти или после болезней?
Факторы, перечисленные выше, могут провоцировать самые разные нарушения поведения у детей с ослабленной нервной системой или остаточными явлениями травм головного мозга. Возможно, наладив режим, проведя общеукрепляющие мероприятия, вам удастся прекратить кражи.
Совпадают ли проявления воровства с теми, которые описаны нами выше как типичные для клептомании?
Если совпадают, если прекратить кражи с помощью обычных воспитательных мероприятий и всех вспомогательных мер, описанных выше, не удается, есть смысл обратиться за помощью к врачу.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Родителям необходимо внимательно относиться к появлению у детей вещей неизвестного происхождения. Предметы, которые ребенок «находит», лучше не оставлять в его собственности. В зависимости от места, где они найдены, их надо отдать вахтеру, учителю, сторожу. Тем не менее, нельзя обвинять ребенка в краже без серьезных на то оснований. Примите версию находки.
Если ребенок уличен в краже, он должен быть наказан. Наказание должно быть достаточно серьезным, чтобы ребенок раз и навсегда уяснил себе недопустимость серьезных поступков, однако не должно ломать ребенка. После того как ребенок понес наказание, инцидент следует считать исчерпанным.
Если ребенок крадет повторно, нужно очень внимательно проанализировать ситуацию, чтобы верно определить причины, побудившие ребенка красть. Чтобы кражи прекратились, необходимо не просто наказать ребенка, но и устранить причины.
Если же никакого разумного объяснения краж найти не удается и все испробованные меры не дают результатов, обратитесь за помощью к специалистам, не дожидаясь, пока ситуация станет совершенно нетерпимой. Нарушения поведения, которые стали хроническими, исправлять значительно трудней. Сначала можно посоветоваться с психологом. При необходимости он порекомендует обратиться к психоневрологу или психиатру.