Смекни!
smekni.com

Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега (стр. 1 из 4)

Министерство Образования РФ

Челябинский Государственный Университет

Институт психологии и педагогики

Гуманистическая педагогика

Адольфа Дистервега

Реферат выполнил: студентка

гр. ПОЗ 301 А.А. Тимошина

Проверил: Доцент А.Ю. Акмалов

Челябинск-2004г.

Содержание:

Введение................................................................................................................. 3

1 Глава. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег - «учитель немецких учителей», педагог-гуманист………………………………………………...…..4

1.1. Смысл гуманистической педагогики.….…... ………………..…......4-5

1.2. Жизненный и творческий путь А. Дистервега ………………..….6-10

2 Глава. Педагогика А. Дистервега. Принципы, правила…………….….……11

2.1. Принципы воспитания А. Дистервега………………………….…11-15

2.2. Дидактические правила …………………………..………….……16-20

Заключение…………………………………………………………………….....21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.

В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.

В современном обществе с его погоней за новыми идеями и технологиями мы часто забываем о тех духовных ценностях, которые подарили нам предыдущие поколения. А иногда используем их как само собой разумеющуюся истину, забывая о тех людях, которые открыли эту истину путем долгих лет исканий, порой, вопреки общепринятому мнению и государственных догматов. Их служение обществу и безграничная преданность любимому делу и сейчас еще может послужить примером для многих выдающихся умов нашего времени.

В своём реферате я хочу не только показать и осветить жизнь автора, идеи, смысл педагогики А. Дистервега, но также обозначить её актуальную гуманистическую направленность, её ценность и значимость в наши дни. Мне близки и понятны его идеи. Именно человеколюбие могло послужить вере в такие принципы воспитания человека, как принцип культоросообразности, обеспечения гармоничному развитию детей посредством только глубокого знания психологии и физиологии, и воспитанию самодеятельности, как высшей формы обучения и познания.

1 Глава. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег – «Учитель немецких учителей», педагог-гуманист.

1.1. Смысл гуманистической педагогики.

Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств. Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека-средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса). [6]

Немецкая философия Х1Х в. в лице И.Канта, Г.Гегеля, Й.Гербарта, А.Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования. [5] Ситуацию, сложившуюся в сфере образования и подготовки учителей, можно обозначить как ориентированную на идеалы гуманистической педагогики и психологии. В этом отношении состояние немецкой школы отражает ведущие тенденции развития мирового педагогического процесса. В настоящее время гуманистическая ориентация оказывает огромное влияние на развитие образования, особенно в сфере подготовки учительских кадров, выдвигая новый идеальный образ учителя. Ее сторонники считают, что школа должна не только давать знания, формировать умения и навыки, но, прежде всего, обеспечить самоопределение и самореализацию личности, готовить детей к жизни в эпоху быстрых социокультурных перемен, меняющихся исторических условий динамичного информационного общества. Это порождает необходимость в самоидентификации и самоактуализации для каждого человека, в способности человека сохранять личностный стержень, дабы не утратить свое "Я", не превратиться в прагматика-конформиста. Представители гуманистической педагогики полагают, что одного интеллекта недостаточно для того, чтобы решать многочисленные проблемы, стоящие перед любым государством, обществом, цивилизацией. Необходим человек, способный не только мыслить, но и чувствовать, переживать, действовать, обладающий развитой интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферами. [6]

Таким был Адольф Дистервег, он, отвергая революционный путь изменения обществен­ных отношений, возлагал надежды на мирное пре­образование общества и, особенно на просвещение на­рода. Он защищал идею общечеловеческого воспита­ния. Задача школы, по его мнению, заключается в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». [4;747] Он воспринял гуманизм Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте. Корни его мировоззрения — в просветительной и гуманистической литературе XVIII в. Цель воспитания Дистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении «самодеятельность в слу­жении истине, красоте и добру». При всей абстрактности и неопре­деленности этой туманно-романтиче­ской формулы, она имела все же прогрессивное значение для своего времени, так как в противовес реак­ционным официальным «установкам», возбуждала у учительства стремле­ние к каким-то высшим человеческим целям жизни и воспитания. [8;80]

1.2. Жизненный и творческий путь А. Дистервега

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в Зигене, в Вестфалии, получил воспитание сперва в Гербронне, (Нассау), затем в Тюбингенском университете, где кончил курс доктором богословия. Но духовная карьера не привлекала его, тем более что в нем выработались, при всей религиозности, довольно свободные мнения относительно некоторых догматических вопросов. Более по сердцу была ему деятельность учителя, и мы видим его сперва домашним учителем в Мангейме, затем вторым учителем eсоlе sесоndaire в Вормсе. В 1813 году он получает учительское место во Франкфурте-на-Майне, при Образцовой Школе. Эта школа вполне заслуживала название “образцовой”. При ней подвизался кружок непосредственных учеников Песталоцци (Грунер, Ненни, де-Ласпе и др.), горячо преданных делу. Под влиянием этого кружка Дистервег изучил сочинения Песталоцци, проникся идеями “великого народного пророка” и решил всю жизнь свою посвятить делу народного образования. В 1818 году, став вторым ректором латинской школы в Эльберфельде, он здесь встретился с Вильбергом, натурой родственной Песталоцци, человеком необычайных педагогических дарований и огромного влияния на окружающих.
В 1820 году перед Дистервегом открывается более широкая и самостоятельная арена деятельности. Он — директор учительской семинарии в Морсе, в Рейнской провинции. О тех чувствах, которые воодушевляли его, можно судить по заметке, найденной в его посмертных бумагах и относящейся ко второму году директорства. “Я учитель,— пишет он,— учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же. Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно), мне нечего заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает, зависит от того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное, дурное”.

В 1827 году Дистервег расширил свою деятельность изданием педагогического журнала, существующего и до сих пор: “Rheinische Blatter fur Erziehund und Unterricht”, дававшего по шести книжек в год. В течение почти сорока лет Дистервег был неутомимым сотрудником этих “Рейнских Листков”: статей, принадлежащих его перу, в журнале около четырехсот.
Такой человек не мог долго остаться незамеченным в высших административных сферах Пруссии, при господствовавшем в то время либеральном взгляде на народное образование. Министерство Альтенштейна в деле народного образования держалось воззрений знаменитого реформатора Пруссии и одного из величайших государственных людей всех времен и народов — министра Штейна, сказавшего в 1810 году: «Если методой, основанной на знании внутренней природы человека, будет развита каждая из его духовных сил, возбужден и воспитан всякий благородный принцип,— если мы порвем с нынешним односторонним воспитанием, и будем тщательно взращивать — чем пренебрегали до сих пор, те побуждения, на которых основывается сила и достоинство человека: любовь к Богу, к королю и отечеству, то мы можем надеяться, что вырастет физически и нравственно крепкое поколение и мы увидим лучшее будущее».
В 1832 году Дистервег получает должность директора Берлинской “семинарии для городских школ”. Пятнадцать лет он с честью подвизался на новом месте. Со всех концов Германии, из других земель, Венгрии, даже России, стекались сюда ученики, чтобы увидеть знаменитого педагога среди дела, научиться у него трудному искусству воспитания и обучения и вдохновиться его горячей верой в великое значение учительской деятельности. Кто видел его, у тех навеки запечатлелся в памяти образ этого необыкновенного человека.