30. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
33. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.
34. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.
35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.
38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
40. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3.
41. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М., 1968.-174с.
42. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
43. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
44. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.
46. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.
47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
48. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с.
51. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.
52. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – 69с.
55. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 1955. – 126-139с.
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
58. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
59. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
60. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. - №3.
Игра «Вороны». Приложение В
Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо; способствовать формированию правильного произношения звука – «р».
Игровые правила. Все движения выполняются только в соответствии со стихотворением, слова:
«Кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают – тихо.
Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.
Ход игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики.
Текст.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар» (тихо).
Игра может проводиться в виде физкультминутки на уроках, а так же на уроках природоведения.
Игра «Кто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.
Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.
Ход игры. На столе у учителя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.
По этому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и человеческого голоса.
На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:
1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по
две груши. Сколько всего груш?
3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
Урок литературы – оксиморон. Оксиморон – это фигура речи. Она построена на противоречии, например, “горячий снег” или “ горькие конфеты” и другие. Оксиморон строится так: выбирается слово и находится характерное свойство, а затем противоположное. Ведущий загадывает существительное. Все остальные пытаются придумать оксиморон с этим словом, тот, кто сумел придумать удачный оксиморон, становится ведущим.
Собери открытку Приложение Г
Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.
Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.
Склеим картинку
Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.
Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Составь целое из частей
Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.
1. Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.
2. Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
Магический квадрат
Квадрат 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 5 частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Ребенку предлагают собрать по образцу, а затем и по замыслу различные сложные фигуры. Нужно использовать все части квадрата.
Монгольская игра
Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой). Ребенку предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Танграм
Квадрат размером 8*8 из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и собственному замыслу.
Овал размером 15*12 разрезают на 10 частей. В результате получается 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. Создавая силуэт, нужно использовать все части овала, присоединяя их одну к другой.
Одинаково окрашенный с обеих сторон круг разрезают на 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Полученные в результате этого части округлой формы нацеливают ребят на составление силуэтов животных, птиц, насекомых. Для составления силуэтов используют все 7 частей.