Смекни!
smekni.com

Интегрированные уроки ИЗО (стр. 4 из 4)

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе». [18]автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных материалов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений.[19]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.[20] Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и литературой»[21]. Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[22]. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием[23]. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Б.М. Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе. Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою очередь требует более глубокой методической проработки интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.


1Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[4]Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[5]Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

[6]Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947,стр. 441-442.

7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 307.

[8] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.

[9] Там же. с.312.

[10]Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30

[11]Там же. с. 40

[12]Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

[13]Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

[14]Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.

[15]Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[16]Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

[17]Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[18]Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[20] Там же с. 16

[21] Там же с. 25

[22] Там же с. 87

[23] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137