Современная цивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии к непредсказуемой по времени и последствиям точке бифуркации со случайным выбором траектории дальнейшего развития, к новому процветанию или к гибели современной цивилизации, а то и всей Земли, биоты на ней. Эти обстоятельства выдвигают проблему использования закона техногуманитариого баланса: общество живет нормально до тех пор, пока его технологии уравниваются адекватными силами сдерживания.
Представления о содержании и смысле культуры сливаются с представлениями об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг. французский ученый Ф. Сен-Марк писал: «Отнять у планеты природу — значит отнять у нее культуру». По мнению ученого, жизненная среда может предложить человеку три категории нематериальных благ: биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьма небрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что ему необходимо под страхом исчезновения в ней ответь за каждый шаг на своем пути». В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам и работникам образования — ученым, познающим не только законы природы, но и законы образования в информационном обществе, передающим эти законы школьникам.
Чтобы осмыслить и построить картину мира, человек должен принять от Вселенной совокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и упорядочить их, выстроить в определенной системе миропонимания в соответствующей парадигме ипо принятым методолого-гносеологическим принципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, вступая с ней в информационные связи, ведет непрерывный диалог в системе «человек—природа», «человек—Космос».
Освоение информационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указывалось выше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационном пространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируя эту сферу и через нее же влияя на социально-политическую, экономическую, экологическую и информационную структуры природы и общества.
Понимание информационной картины мира, разумный анализ и использование информационных потоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адаптации к окружающему миру и влияния на него) выступают необходимым компонентом современной не только информационной культуры, но и культуры вообще как коллективной памяти человечества: свода правил поведения человека в информационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира, адекватного определению человеком своего места в нем.
Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способом распространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический и электронный).
Информационная культура директора и учителя связана с овладением ими электронно-коммуникативными системами, средствами и технологиями образования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поиска информации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически-методологическом уровне предполагается знание научных основ инфоноосферной эдукологии и информационной педагогики, а также педагогической информатики; понимание роли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторов использования ЭКССТО; сравнительный анализ научно обоснованных моделей информатизации школы в стране и за рубежом. На теоретическом уровне требуется знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов логического построения курсов основ информационного моделирования, основ теленетики. На прикладном уровне требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освоение конкретных новых информационных технологий обучения.
Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:
• знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;
• способность оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.
Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе. Она выпол
от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)
Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам , накопленным народами, странами, человечеством.
Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем.
Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть.
К основным чертам информационной цивилизации относят следующие процессы:
• сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;
• нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;
• внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства;
• развитие в государстве взаимодействия пяти независимыхветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви;
• стремительное возрастание динамизма экономики;
• стирание старых границ между социальными категориями и возникновение новых границ между «быстрыми» и «медленными» экономиками;
• увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;
• рост успехов в охране природы.
Наиболее общей концепцией информатизации в плане общественно-политическом и социально-экономическом выступает концепция информационного общества. Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда, О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемного общества взаимодействия и консенсуса, т. е. общества более высокого уровня потребления, общества всеобщего благоденствия, общества когнитариата и информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Эта концепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает много возражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относится в плане построения и функционирования такого общества, скорее, к области современного мифотворчества. В реальности глобальные сети распространения культуры и знаний одновременно заняты «промывкой мозгов», ведением информационных войн, сочетанием информации с клеветой и дезинформацией, компьютерными преступлениями и порнографией.
Казалось бы, на первый взгляд информационная цивилизация должна превратить всех людей в технократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружает познавательные возможности человека, его духовный мир. И любые образовательные системы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в условиях неопределенности и вооруженных информационными семантическими моделями, или перерастают в них полностью.
Гуманитарные системы обладают следующими основными свойствами:
• Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты;
• любое состояние Гуманитарные системы определяется всем пройденным ею путем;
• изменение Гуманитарные системы определяется текущим состоянием и внешним окружением;
• язык Гуманитарные системы сочетает в себе (на основе принципа дополнительности) логическую и образную составляющие;