МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
на тему:
«Компьютер как средство обучения»
Студента 3 курса инженерного факультета
8 группы Кухаря А.А.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Толстова О.С.
2002
1. Введение | 3 |
2. Урок изо | 7 |
3. Урок химии | 12 |
4. Урок математики | 15 |
5. Урок истории, литературы, родного и иностранного языка | 18 |
6. Программное обеспечение на российском рынке | 21 |
7. Применение компьютера зарубежом | 25 |
8. Урок информатики в 1-мклассе | 27 |
9. Заключение | 29 |
10. Список литературы | 30 |
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.
Внедрение компьютерной техники может позволить одновременно искать ответ на несколько вопросов. Следовательно, в обучении гуманитарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных.[1] При этом существенно меняется положение как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.
Еще совсем недавно большинству практиков да и педагогам-исследователям обсуждение различных аспектов проблемы «Школа и ЭВМ» представлялось малоактуальным. На первом этапе постановки курса информатики и вычислительной техники в средних школах уточнялось содержание понятий, отрабатывались методики обучения, создавались учебные планы и программы. Что же мы имеем сейчас? Почти во всех школах созданы кабинеты ВТ и работают учителя информатики. Теперь среди важнейших задач совершенствования содержания образования прямо формулируется необходимость вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты.
И так, из каких конкретно компонентов состоит компьютерная грамотность выпускника средней школы? Он должен знать общие принципы устройства, работы ЭВМ и ее логико-функциональной структуры, основные направления их использования в народном хозяйстве, уметь самостоятельно поставить и решить с помощью ЭВМ простые задачи на вычисление, управление, моделирование, хранение и обработку информации.
Учитывая быстрое развитие индустрии математического обеспечения, интенсивную разработку различных пакетов прикладных программ, можно достаточно обоснованно предположить, что подавляющее большинство будущих пользователей ЭВМ не станет самостоятельно готовить программы для решения собственных производственных задач.
А это значит, что общеобразовательное значение в составе компьютерной грамотности имеют те знания и умения, которые позволяют достаточно уверенно пользоваться персональной ЭВМ и применять ограниченный набор готовых средств программного обеспечения: работа с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, записной книжкой и пр. Овладение всеми этими знаниями и умениями и должно выступать в качестве целевой установки для нового общеобразовательного, а не специального профессионального учебного предмета в общеобразовательной школе.
Некоторым придется изучать основы программирования и самостоятельно или с помощью профессионалов составлять программы. Но таких будет немного. Научиться же формулировать требования к заказываемой программе или пользоваться компьютером с готовыми программами придется чуть ли не каждому специалисту. А для этого нужно понимать, что можно поручить машине и как сформулировать это поручение, ибо «дотошность» ЭВМ требует четких и, главное, однозначных формулировок.
Необходимость автоматизации обучения обосновывали несколькими соображениями: даже самый талантливый учитель не в состоянии одновременно адаптироваться к разным ученикам; в отличие от учителя — человека обучающая машина бесконечно терпелива, неутомима и беспристрастна. Один из аргументов созвучен известным словам К. Д. Ушинского о том, что «учитель не есть машина для задания и спрашивания уроков»[2], т. е. отражает стремление, так сказать, демашинизировать учительский труд, оставить в нем лишь то, что достойно высококвалифицированного специалиста.
Компьютерная технология обучения представляет комплекс унифицированных методологических, психолого-педагогических, программно-технических и организационных средств, предназначенных для интенсификации самостоятельной познавательной деятельности (учения), обучения или управления учением, а также для игрового человеко-машинного решения учебных и практических задач.[3]
Идея обучения человека с помощью автомата, способного адаптироваться к индивидуальным особенностям своих учеников, зародилась в 50-х гг. на стыке психологии и кибернетики. От этого союза двух наук ждали коренных изменений в сфере школьного образования. Например, в одной из публикаций 60-х гг. утверждалось, что через несколько лет каждый школьник окажется в не менее привилегированном положении, чем Александр Македонский, которого учил сам Аристотель. Другие авторы, называя иные имена и ситуации, говорили примерно о тех же сроках грядущей революции в обучении. Однако подававшее столь большие надежды общее детище психологии и кибернетики было тогда еще в колыбели, а вскоре его постигла обычная участь вундеркиндов: многообещающий расцвет в младенчестве, затем деградация. Это происходило потому, что принципиальные трудности, возникавшие при конкретизации и практическом применении идеи адаптивного обучения, начинали стимулировать подмену большинства связанных с ней понятий. Выхолащивалась ее первоначальная направленность на управление мотивами, эмоциями и другими личностными факторами, влияющими на продуктивность учебной деятельности.
К 70-м гг. идея оперативной адаптации процесса обучения к ходу усвоения была уже почти полностью дискредитирована подменявшими ее суррогатами. С тех пор она одиозна. Однако вернуться к ней необходимо, так как трудно правильно оценить современное состояние компьютерного обучения и его перспективы, смешивая замысел и результаты его осуществления, идею и ее конкретное наполнение. Ведь дефекты, проявляющиеся в конкретном толковании идеи, не обязательно присущи ей самой. Они могут быть свидетельством ее профанации. Переносить же на нее недостатки неудачного варианта ее практического воплощения несправедливо, тем более что речь идет об одной из самых гуманных идей. Ведь ее суть в том, чтобы на основе гибкой и непрерывной (оперативной) адаптации к индивидуальным особенностям каждого ученика предупреждать возникновение у него психологической дискомфортности (потери веры в свои силы, отвращения к учебному предмету и т. п.).
Разработав особый язык программирования (Лого), доступный первоклассникам и формирующий у них компьютерную грамотность, Пейперт на этом конкретном материале (в принципе можно было и на другом) показал реалистичность своего замысла преобразовать весь психолого-педагогический фундамент школьного образования — поставить во главу угла принцип развивающего обучения, пересмотреть под этим углом зрения содержание учебных предметов, навести мосты между формальными знаниями и интуитивными представлениями, сблизить личностный опыт ребенка с научными теориями и на этой основе формировать у детей теоретическое сознание.
Так что же такое компьютерная грамотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г[4]., толкование компьютерной грамотности было дано не столько из технических, сколько из дидактических соображений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас.
Следующий уровень компьютерной грамотности связан с умениями искать, накапливать и перерабатывать в ЭВМ информацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и получать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Эти умения и образуют то, что было названо в перспективной программе по курсу информатики информационной культурой.