Смекни!
smekni.com

Культура поведения школьника (стр. 3 из 7)

В театр пришло видеопоколение: смотрю - пью пиво - комментирую. Эти мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих, услышав со сцены: "Имей сердце, имей душу". Вот тогда понимаешь: не дети виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя, причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени, нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во благо.

Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому. Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре, спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д. Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного, зато с яркого и запоминающегося спектакля.

Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем, театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания. Например:

- обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое оформление;

- обратить внимание на какую-либо деталь;

- обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;

- проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;

- исследовать характер героя;

- сравнить с другими постановками и т.д.

Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа, авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные" моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного мероприятия.

И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче. Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками" спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их фантазию ("Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?"). Но возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную работу, ребята переговариваются, обсуждают увиденное, отвлекаются, и вам становится неуютно и стыдно. Причина может быть в том, как они сидят. В одном ряду? Да, нам так продают билеты: это удобно и кассиру (считать проще), и учителю (хлопот меньше). Попробуйте "разбросать" своих подопечных по всему залу, чтобы рядом не оказалось больше двух - трех ребят. Тогда они не будут чувствовать себя в театре так же, как в школе. Здесь не должно быть ощущения толпы - здесь все по-другому.

Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе расплескалась какая-то благодать. Не надо рушить это командой: "Скорее, нам далеко ехать". Попробуйте задержаться в зале (15-20 минут вас все равно не спасут), посмотреть, как разбирают декорации, послушать тишину. Попробуйте хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-карикатуры "Как мы ходили в театр". И, наконец, кульминация - встреча с артистами. К ней долго готовятся: придумывают вопросы, репетируют капустник, пекут пироги... Так в школьной жизни ребят появляется еще один праздник.

2. Искусство беседы за столом

Немного истории.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться".

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила "Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть "Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало говори!"

Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и рассказывал ему много вздора, все время приговаривая: "Не чудно ли?" - Это не так чудно, - ответил философ, - как то, что человек, имеющий ноги, может стоять и слушать твое пустословие. Может, и не очень вежливо поступил философ. Но что поделаешь?

"Искусство любезно и галантно вести разговор" - такая книга была издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно начинать беседу умело. Самой обычной темой разговора является погода: она либо хороша, либо плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику (и не только!) быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно лопала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению" да еще и добавят своего. Как ты будешь смореть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой "математички" и особенностей ее преподавания. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем, которые могут задеть чьи-то моральные принципы.

7. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые!" или "Ах, какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.

8. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путанно. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

9. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

10. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

11. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

12. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

13. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной (не знаешь слова - спроси у старших). Свое неприятие не стоит выражать такими словами как "Чушь собачья!", "Вранье!" и "Что ты гонишь?".