Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предметных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).
Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации зрительского внимания.
Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Художники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление выставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности многочисленных выставок, подготавливавшихся у нас в стране и за рубежом.
Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).
Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматургические ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.
Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.
Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе национальные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индонезии, две передвижные тематические выставки — «Советская женщина» и «Советский спорт».
За 10 лет (1970—1980 гг.) советские выставки за рубежом посмотрело более 250 миллионов человек.
Для 70-х годов характерно внедрение модульной системы выставочного оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и изготовление этого оборудования на промышленной основе. Если в 60-е годы выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже функционировала в полную силу».
Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа.
Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.
В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства.
Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформления школьных выставок не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.
Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975 г.).
Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта выставка была организована как своеобразная школа для просвещения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты, альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной школьной агитации, в том числе и выставок.
Представленные макеты выставок имели существенные отличия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако «камерные» размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.
Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок, это:
а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;
б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.
Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.
Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей Родины — дня начала войны.
Глава 2
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ
§ 1 Выбор темыОпределение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может родиться без всестороннего и глубокого понимания темы, подлежащей художественному воплощению. Известный советский художник А. А. Дейнека писал:
«Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным воплощением замысла».
Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника глубокого знания жизни в ее развитии и новизне».
Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.
Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму просвещения учащихся только в области оформительского искусства и выработки соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению художественно-творческой работы одновременно с общественной.
Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание в создаваемом художественном образе.
О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно-эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля».
Обучение школьников искусству создания выставочных образов должно тесно увязываться с развитием умения разбираться в сути событий. При работе с детьми это имеет особое значение. Кроме конечного результата - создания хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы в процессе обучения у детей развивалось мышление, способность анализировать, обобщать и сопоставлять, формировалась гражданская, нравственная позиция.