Смекни!
smekni.com

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов (стр. 1 из 2)

1) Вводная часть.

1) Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усыпляющийся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием , которое ребёнок отражает посредствам языка.

2) Связная речь- смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений ), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

3) Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.

Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливали ребёнка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку так как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Дети приобщаются к подлено художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то есть развивать их речевые умения.

Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра(сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык) .

Текст народной сказки должен быть неторопливым.

В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры

В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

Концовка сказки- свидетельство завершения повествования. Интонация концовки -непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлено художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

2) В дошкольном возрасте основным видом мышления является наимедно-образное мышление. Наимедно - действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, поднимается на более высокую ступень. Оперирование образами придаёт мышлению ребёнка конкретно-образный характер- это подтверждает детское рассуждение. В среднем возрасте начали переходить от внешних проб к пробам совершаемых в уме. При решение задач с косвенным результатом начинается складываться более высокая форма наимедно- образного мышления. Создание реальных наимедных моделей по общему закону перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения детских модельных образов - наимедное представление о разных сторонах действительности, в котором косвенном и обобщенном виде обозначены отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано могут пользоваться наимедными моделями для обозначения качеств характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов. С помощью наимедных моделей могут изображать последовательности развития действий в сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях. Переход к построению схематизированных образов дающих возможность усваивать и использовать обогащение знания в неединственном направлении в развитии образного мышления. Важное значение имеет то, что представление ребёнка постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением оперировать наимедными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Наимедно-схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение таких свойств, которые нельзя представить наимедно в виде образов.

Примерно в 4-5 лет у детей начинает появляться словесно - мыслительное мышление. Этому способствуют полученные знания, и развитие речи и достаточно развитое образное мышление. Показателями появления логического мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность детей раскрывать связи, отношения между предметами и явлениями. Логическое мышление развивается на основе высоко развитом намедно-образном мышлении.

В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Наимедно-действительное и наимедно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.

Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.

Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств.

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по расказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

2) Основная часть.

1) Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.