Смекни!
smekni.com

Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки (стр. 2 из 4)

У настоящих хищников (ястребиные птицы, сокола, совы) клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу. Относительно крючковатый клюв и у воробьиных хищничающих птиц, например у сорокопутов. Птицы, охотящиеся на мелких насекомых в воздухе, обычно имеют небольшой приплюснутый клюв с широким разрезом рта, уходящим за линию глаз и окаймленным твердыми щетинками. Все вместе это действует наподобие сачка. Таков клюв у ласточек, стрижей и козодоев. У дятлов, долбящих клювом стволы деревьев, «инструмент» крепкий и долотообразный. Соответственно, особым образом укреплен череп. Удар происходит по принципу молотка. Дятел отклоняется от дерева за счет упора хвоста и лап, затем бьет, используя энергию рычага. Клювом дятлы расчищают себе дорогу к пище — спрятанной внутри ходов в древесине крупной личинке дровосека, а захватывают ее длинным липким языком. У специалистов по вылущиванию семян из шишек, каковыми являются клесты, надклювье и подклювье крестообразно скрещены. У зерноядных воробьиных птиц, например, дубоносов, вьюрков и овсянок, клюв короткий, широкий и высокий, а небо имеет особые борозды и валики для раскусывания и перетирания семян. Бывает, что две половинки клюва используются его хозяином как разные инструменты.

Как видим, даже при самом общем рассмотрении вопроса нельзя не увидеть соответствия между способом кормления птицы и строением ее клюва. Всем известная утка кормится в воде, опуская клюв в воду и совершая частые едва заметные движения челюстями. Что она, собственно, делает? Присмотримся к плоскому утиному клюву. Вдоль разреза «рта» видны ряды мелких пластинчатых зубчиков. Такими же зубчиками усеяны края большого мясистого языка. Зубчики надклювья, подклювья и языка образуют единый цедильный аппарат наподобие «китового уса». Язык работает как поршень, которым утка засасывает внутрь воду, а затем, сомкнув челюсти, выжимает тем же языком воду как бы сквозь сито зубчиков. На поверхности «сита» в массе остаются мельчайшие планктонные организмы — одноклеточные водоросли, дафнии и прочие крошечные рачки и растительные остатки, которые и не видны невооруженным глазом. Так утка «из ничего», из, казалось бы, «пустой» воды, добывает пропитание, наращивая массу и получая энергию для поддержания жизнедеятельности.

Гуси — наиболее травоядные из всех птиц. Они в основном щиплют молодую траву, особенно нежные побеги осок по кромке водоемов. У аистов и цапель клюв длинный, с особенно сильным подклювьем. Таким длинным клювом в сочетании с длинной шеей и ногами, позволяющим вознестись для хорошего обозрения над поверхностью кормового субстрата, удобно выхватывать добычу как из воды, так и из зарослей травы. Аисты предпочитают медленно бродить по мелководью, сырому лугу и даже пашне, разыскивая добычу и схватывая ее своим сильным клювом. Добычей может быть мелкая рыбешка, лягушка, ящерица и даже мышь. Есть птица, которая использует длинный клюв подобно дротику, пронзая им рыбу насквозь. Такова змеешейка. В соответствии с названием, эта тропическая птица напоминает баклана с очень длинной гибкой шеей и с цаплевым клювом.
Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных, загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные и изогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще более изогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым берегам горных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы длинные и прямые. Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах, временно заливаемых приморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой степи. Также длинные и прямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его кузенов — бекасов и дупелей, живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все эти кулики зондируют почву клювом, конец которого, с одной стороны, чувствителен к копошащимся в почве личинкам и червям, а с другой — обладает некоторой пластичностью и может приоткрываться, чтобы ухватить найденную в мягком субстрате добычу. Невелики клювы у зуйков, полюбивших песчаные берега рек и морских побережий. Это собиратели, которые не могут проникнуть клювом глубоко в песок и более полагаются на свои глаза и ноги — им приходится активно передвигаться по субстрату. Некоторые из куликов «шарят» своим клювом, переворачивая в поисках червей и рачков камешки на литорали. Их так и называют — камнешарками. Небольшие кулики плавунчики — большие оригиналы. Они плавают, подобно уткам, и кормятся на воде. Но клювы у них не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные. Степенно процеживать воду они не могут, приходится без конца вертеться на воде, чтобы склевывать сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3].

Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений В. Бианки.

Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Вот несколько изданий, которые можно найти или в книжных магазинах, или в библиотеках:

Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000. — 127 с.: ил.
Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998. — 10 с.: ил. — (Семицветик).
Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.: РОСМЭН, 1996. — 86 с.: ил. — (Художник Е.Чарушин — детям).
Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999. — 79 с.: ил.
Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит., 1990. — 11 с.: ил.

Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит в том, что они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себе пусть маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главным открытием для вашего ребенка.

Заключение

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Список использованной литературы

  1. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
  2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
  5. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985
  6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  7. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 446 с.
  8. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
  9. Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. — № 3. — С. 34—39.

Приложение 1.