Смекни!
smekni.com

Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки (стр. 1 из 4)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям Виталия Бианки

Волгоград 2004

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Особенности знакомства детей с птицамипо произведениям В. Бианки…4

Заключение…………………………………………………………………….9

Список использованной литературы………………………………………..10

Приложение 1…………………………………………………………………11

Приложение 2…………………………………………………………………16

Приложение 3…………………………………………………………………19

Введение

Актуальность. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.

Цель изучение знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям Виталия Бианки.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности знакомства детей с птицами на примере произведений В. Бианки
  2. Разработать план мероприятий знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям В. Бианки
  3. Разработать тематический план

Особенности знакомства детей с птицами

по произведениям В. Бианки

Основные занятия о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями[1].

Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.

Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во-первых, потому что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию лесного мира.

Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как, собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины.
Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой "Лесной газеты", а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так сам автор называл свои произведения).

Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами.

Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок.

Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать какую-нибудь птичку.

На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц.

Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением птицы.

Прежде всего педагогу необходимо знать, что клюв — важнейшая характеристика птиц как особого класса позвоночных животных (класс Aves), причем именно разнообразие клювов (их костной основы и связанных с ней роговых и мягких структур) ложится в основу систематического подразделения птиц на отряды, семейства и роды. Более того, выделение двух подклассов современных птиц — древненебных (страусы и их родственники) и новонебных (все остальные) также основано на внутреннем строении клюва, а именно на характере сочленения костей, слагающих твердое небо. Размеры клюва нередко являются важными характеристиками и мелких систематических подразделений — видов и подвидов[2].

Клюв определяет не только положение птицы в системе, но и ее «профессию». Клюв прямым образом связан с условиями и способами питания и даже со способом проглатывания добычи.
Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким образом добывает счастливая обладательница данного «оружия» и «инструмента». И оружия и инструмента одновременно, поскольку клювом птица захватывает добычу и умерщвляет ее, а также может совершать им разнообразные манипуляции — от сбора веток и травинок и почесывания перьев на голове партнера до тонких движений по вплетению травинок в стенку гнезда. Клюв — и орудие нападения, и орудие защиты при нападении врагов. Только хищные птицы и совы сперва хватают добычу лапами; их же используют куриные птицы и страусы для расчистки почвы и листвы при поиске червей и личинок насекомых (вороны, если вы замечали, делают это клювом). Длинные клювы характерны для птиц, выхватывающих пищу из воды или выбирающих ее из мягкого субстрата (пеликанов, аистов, цапель, ибисов, куликов). В то же время у ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой (пингвинов, чистиковых, бакланов), клюв не длинный, зато снабжен роговыми зубчиками или крючком на конце, чтобы лучше удерживать скользкое тело жертвы. Удлиненный клюв характерен также для птиц-«сосальщиков», питающихся цветочным нектаром (колибри, медососы, нектарницы), и птиц, вытаскивающих насекомых из узких щелей в стенках скал или коры деревьев (стенолаз, пищухи, удод). Конечно, одного клюва здесь мало и большую помощь этим птицам оказывает не менее длинный подвижный язык, который действует, как трубочка для насасывания сока или липучка наподобие выбрасывающегося языка хамелеона.