Дидактический принцип научности требует, чтобы компьютерныемодели в ППС ВТ строились в соответствии с новейшими технологиями, все явления и процессы описывали, опираясь на последние достижения научного знания. Условия и параметры моделируемых процессов должны быть точны, неоднократно проверены. Способы усвоения учебного материала, предусмотренные программой, должны формировать у учащихся умения и навыки научного поиска.
Принцип систематичности и последовательности. При построении ППС ВТ необходимо соблюдать принцип последовательности подачи материала. "Беспорядочное перескакивание с одного вопроса на другой не может обеспечить сознательного усвоения основ науки. Систематичность обучения предполагает усвоение учеником понятий и разделов в их логической связи и преемственности." Этот принцип обеспечивает рассмотрение любого фрагмента учебного материала в ППС ВТ в связи с другими фрагментами в логической последовательности. Следовательно, требуется такое построение ППС ВТ, чтобы новые знания, умения и навыки усваивались в связи с ранее изученным, закреплялись и совершенствовались в определенном порядке - в системе. Принцип систематичности и последовательности предполагает логическую обоснованность последующих вопросов за предыдущими, с тем чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся. Это надо учитывать при организации материала, отобранного для включения в ППС ВТ, при составлении педагогического сценария программы.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает такую организацию обучения с использованием ППС ВТ, в которой приобретение знаний, умений и навыков неразрывно связано с активностью и самостоятельностью действий учащихся, с проявлением интереса, увлеченности и инициативных творческих поисков, стремления развивать творческие способности. Наиболее важное требование к ППС ВТ, основывающееся на этом принципе, состоит в том, что, составляя алгоритмы, в соответствии с которыми в программе будет строиться деятельность обучаемого по усвоению материала, разработчику следует позаботиться о положительной мотивации учения. Сформулированность мотивационной сферы учащегося и поддержание соответствующей мотивации являются необходимой предпосылкой эффективности обучения. При создании сценария ППС ВТ следует всесторонне проанализировать, как сделать программное средство таким, чтобы оно вызывало заинтересованность, а не скуку, стремление к познанию, а не разочарование и раздражение. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи может быть введение в ППС ВТ игровых компонентов. Наблюдения исследователей подтверждают точку зрения о том, что задания в ППС ВТ должны быть социально или личностно значимыми. Если четко сформулирована учебная задача, имеющая социально или личностно значимое содержание, то учащийся предпочитает эту задачу игре.
Принцип доступности обучения. Обучение должно быть доступным и посильным возрасту, способностям и уровню развития обучаемых - так гласит принцип доступности. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, предмета изучения и других факторов. Следовательно приступая к отбору материала для ППС ВТ, необходимо знать особенности тех учащихся, для которых предназначена составляемая программа. Лучше всего эти особенности видят и знают преподаватели, непосредственно работающие с данными учащимися. Следовательно, только с их участием можно составить нужные ППС ВТ. В то же время следует учитывать, что программное средство не может быть оптимальным для всех людей одновременно. Принцип наглядности. Традиционная трактовка этого принципа сводится к тому, чтобы создать у учащегося чувственное представление об изучаемом объекте. Образность, яркость, динамичность демонстраций, реализованных с помощью компьютерной цветной мультипликации для раскрытия наиболее сложных явлений и процессов, значительно расширяют возможности изобразительной наглядности в учебно-воспитательном процессе. Однако объем материала, включаемого в программу, должен быть оптимальным. Не следует перегружать образную и эмоциональную память учащихся. В ППС ВТ нужно вводить лишь то, что безусловно необходимо для достижения намеченных целей обучения. Составители программ часто допускают ошибку, перегружая программу цветовыми эффектами, большим количеством ярких картинок т.д., полезными лишь с точки зрения "украшения" ППС ВТ. В то же время в процессе создания ППС ВТ следует максимально использовать возможности компьютерной графики для реализации наглядности в обучении.
Таким образом, компьютеризированное обучение подчиняется той же системе дидактических принципов, что и безмашинное. Задача разработчиков ППС ВТ заключается в том, чтобы, учитывая специфику компьютеризированного обучения, реализовать эти принципы в программном продукте ЭВМ, определить, каким образом максимально приблизить его к природе познавательной деятельности учащихся.
Совершенствование организации работы педагога, его функций в условиях внедрения АОС
Подготавливая информацию для АОС, педагог должен понимать, что и сам процесс "перемещения" информации из подготовленного плана в реальный компьютер, и последующее использование АОС требуют изменения организации труда. Лишь на базе новых, соответствующих требованиям компьютерного обучения, условий организации работы педагога и его функций возможно внедрение в учебный процесс АОС. Кроме того, что педагог включается в работу на основе использования сложной программной технологии создания ППС ВТ, он должен также иметь в виду, что организационный компонент в его деятельности развивается и еще в одном аспекте. При подготовке информации для АОС необходимо помнить, что все то, что не определено этой информацией, остается для личностного управляющего воздействия преподавателя. Если учебная информация - это в основном логические построения и процедуры, то деятельность педагога - это в большей степени эмоциональная и организационная его активность.
В самом общем виде можно вести речь о взаимной дополнительности между работой педагога и функционированием АОС. В функции машины передается то, что с ее помощью выполняется в процессе обучения лучше, чем без нее (анализ, сообщение строгих, по структуре, областей знаний, активность диалога и т. д. ). Задача педагога - гуманизация обучения и воспитания. Для того чтобы более подробно рассмотреть изменение функций педагога при работе АОС, определим возможность использования этих систем на разных этапах обучения и покажем, как конкретно при этом изменяются функции педагога. Автоматизированные обучающие системы могут применяться во всех видах и формах обучения. При этом любой подход к определению области использования таких систем всегда должен выбираться преподавателями. Ими принимаются решения о дидактической целесообразности применения АОС на конкретном уроке.
Практически невозможно указать все факторы, от которых зависит выбор соотношения между количеством часов, отводимых на безмашинные формы обучения, и на обучение с применением АОС. Ведь кроме того большого значения, которое при установлении этого соотношения придается содержанию и структуре учебного материала, не менее существенное влияние оказывают личность преподавателя, стиль его работы, методическая подготовка, возможности самой АОС и т. д. Поэтому можно утверждать, что так же, как различны "безмашинные" уроки, проводимые разными педагогами при одинаковом содержании обучения, целях и задачах, едином общем уровне образования, так же различно может быть и использование АОС в процессе обучения, при передаче с их помощью одного и того же содержания обучения. Это зависит от уровня подготовленности учащихся, индивидуальных особенностей педагога, тактических целей обучения на данном этапе. При этом необходимо иметь в виду, что общая цель применения АОС - развитие творческой инициативы учащихся при решении различных учебно-производственных задач на высоком уровне обучения. С этой целью машинная программа для АОС должна строиться так, чтобы она могла выступать в качестве «партнера» и помощника учащегося при решении учебных задач. Создание машинных программ, обеспечивающих диалог двух "равноправных" партнеров (учащегося и ЭВМ), позволяет добиться не только длительной мотивации в работе, но и саморегулируемого, творческого характера деятельности учащегося. Данный вывод основывается на психологических исследованиях, выявивших особенности творческого мышления человека в диалоге с ЭВМ и показавших значительное увеличение числа целей, которые не связаны с традиционным использованием объекта в случаях: - свободного режима взаимодействия человека с ЭВМ; - учета психологических особенностей мотивации человека при диалоге с ЭВМ. Могут быть выделены три основные этапа учебного процесса, на которых целесообразно использование АОС : подготовительный, собственно учебный, заключительный (анализ результатов обучения ). Особенность этих этапов - в целях, которые ставит педагог на каждом из этапов. Различие целей на каждом из этапов приводит к различию в организации занятий при использовании АОС.