Рассмотрим основную отличительную особенность этих двух праздников. Праздник в детском саду № 1 устраивается педагогическим коллективом для детей и их родителей. А в детском саду № 60 праздник устраивают сами дети, конечно же, при помощи педагогов, но только для родителей. Его даже скорее можно назвать праздничным концертом, на котором дети показывают все то, чему они научились в детском саду за последнее время. Например, Петя И. и Варя Д. читают стихотворения, что является для них большим достижением. Даже может создаться ошибочное впечатление, что дети просто повторяют заученный материал, но надо видеть лица этих детей, чтобы понять, какое удовлетворение они получают от выступлений, как они стараются и как сознательно идут к намеченной цели – порадовать своих мам и бабушек. А в детском саду № 1 все происходящее вызывает живой интерес как у родителей, так и у детей. Праздник изобилует сюрпризными моментами. Настоящий, живой Карлсон вызывает у всех “бурю эмоций”. Он вступает в живой и непосредственный контакт с залом, вовлекает в действие всех присутствующих, используя для этого свой “волшебный” цветок. Очень интересным и приятным сюрпризом для всех присутствующих становятся совместные игры и танцы детей и их мам. (Игра “Мама ищет своего ребенка” и совместный танец маленьких утят.)
На празднике в детском саду № 60 отсутствие сюрпризных моментов обусловлено тем, что педагогический коллектив и дети выступают как единое целое, как одна команда, у которой не может быть тайн друг от друга (пусть даже и очень приятных). Они делают одно общее дело – устраивают сюрприз для своих мам и бабушек. Таким образом, вся деятельность детей на празднике происходит осознанно, дети понимают, для чего они все это делают, они идут к поставленной им на начальном этапе подготовки к празднику цели. И основной вид внимания у ребят на празднике – произвольное внимание. А в детском саду № 1 вся деятельность детей и их внимание основываются, в основном, на интересе, на ярких сюрпризных моментах.
Танцы в детском саду № 1 чередуются с играми. Это позволяет детям расслабиться, почувствовать себя более непринужденно. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей. Вообще структура праздника в этом детском саду очень продумана. В начале ведущая поздравляет присутствующих с праздником и дети исполняют три танца (танец – песня цветов, танец с платочками и танец цветов с обручами). При этом внимание зрителей довольно устойчивое. Как только оно начинает снижаться – появляется главный сюрпризный момент праздника – Карлсон. Все в восторге, внимание восстановлено. Младшая группа исполняет танец “Поссорились” и снова меняется вид деятельности – начинается подвижная игра. После игры – танец с балалайками – и снова игра, в которую уже привлекаются и мамы. После игры – два танца и снова привлекаются зрители. Мамы танцуют с детьми. Этот танец включает в себя и игровые моменты. Таким образом, на всем протяжении праздника за счет смен видов деятельности постоянно поддерживается непроизвольное внимание зрителей, как детей, так и их родителей.
В детском саду № 60 игры были сведены в один блок, завершающий праздник. Это, на наш взгляд, сделано для того, чтобы дети не растормаживались, не отвлекались от основной цели действия. Но следует заметить, что им было трудно удерживать свое внимание такой продолжительный период времени. И возможно, было бы неплохо равномерно распределить игры по ходу праздника. Хотя, может быть, это и разрушило бы его целостность как действия.
На празднике в детском саду № 60 50% выступлений детей – разнообразная речевая деятельность. Каждый ребенок средней группы самостоятельно читает стихотворение, дети Илья Б., Никита Т., Яна П. и Руслан Н. читают небольшие стихотворения (одно четверостишие), посвященные маме, Петя И. – бабушке, Нелля Н. рассказывает стихотворение про весеннее солнышко, Варя Д. про пирожок. Все дети хором поют песню. А в детском саду № 1 устная речь детей используется всего один раз: в песне-танце, где дети средней группы подпевают в припеве “ля-ля-ля”. Конечно, это обусловлено только уровнем речевого развития. В детском саду № 60 дети в общении с педагогами и между собой используют как жестовую речь, дактилологию, так и устную речь. Именно это позволяет использовать устную речь детей для выступлений на празднике. А в детском саду № 1 дети при общении между собой используют только жесты. Низкий уровень речевого развития, на наш взгляд, связан с тем, что подавляющее большинство детей кроме нарушенного слуха имеют еще сопутствующие заболевания. Например, в младшей группе у Кати П., Кенана А., Ани Н. страдает зрение, у Павлика Т., Кенана А., Эрика К. – органическое поражение головного мозга. Практически у всех детей наблюдается общее физическое недоразвитие. Хотя, на наш взгляд, и при этих условиях необходимо максимально использовать речевые возможности детей. Можно включать короткие, двустрочные стихотворения, использовать доступные произношению детей слова в общении с персонажами действия.
На празднике в детском саду № 1 ведущая и Карлсон сопровождают всю свою речь жестами, что несомненно, облегчает понимание их детьми и их родителями (примерно у 50% родителей слух также нарушен). Таким образом, устанавливается непринужденная обстановка и полное взаимопонимание. А в детском саду № 60 единственная используемая речь – устная. И хотя такой подход влечет за собой ряд определенных трудностей, но в то же время он позволяет развивать слуховое восприятие детей, заставляет их вслушиваться и всматриваться, создает на празднике речевую среду.
Несмотря на такие большие различия в подходах к процессу подготовки и проведения праздников, нельзя сказать, что какой-то праздник лучше или хуже. Даже анализируя, разбирая эти праздники на составляющие и сравнивая наиболее отличающиеся моменты, нельзя однозначно ставить плюс или минус. Как мы выяснили, практически за каждым минусом стоит плюс, а за каждым плюсом есть какой-то минус. Так, наличие сюрпризных моментов поддерживает внимание зрителей, пробуждает интерес к действию. А их отсутствие позволяет детям действовать более осознанно, развивает их произвольное внимание. Использование устной речи детей обусловлено требованиями индивидуального подхода. И использовать устную речь для выступления на празднике или нет, необходимо смотреть применительно к каждому конкретному ребенку и ко всей группе детей, присутствующей на празднике.
С точки зрения общей педагогики праздники необходимы детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психическое напряжение. А с точки зрения сурдопедагогики, праздники, как и любую другую ситуацию необходимо использовать для обучения. С одной стороны, дети с нарушенным слухом практически лишены детства. Их обучение начинается раньше и само по себе более интенсивно по сравнению с их слышащими сверстниками. И праздник должен дать им возможность отдохнуть и повеселиться. Но с другой стороны, это интенсивное обучение необходимо им в их дальнейшей жизни, и упускать возможности, предоставляемые процессом подготовки и проведения праздника, просто жалко.
3.2. Методические рекомендации.
Изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детских садах для детей с нарушенным слухом № 1 и № 60 позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:
— Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и танцы и т.д. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
— Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
— При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
— При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
— При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
— Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
— Праздник не должен быть растянут во времени. Его продолжительность не должна превышать 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем.
— В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
— В ходе праздника воспитатели и учителя должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
— После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.