Смекни!
smekni.com

Педагогика ислама (стр. 2 из 4)

У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля, "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в Исламскую Школу является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения. Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители [1, 10].

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к женщине-матери.

О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6) [1,11].

Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).

Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок [1,12].

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха

.

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка

Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком [1,73].

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

3. Воспитание и обучение детей в исламской традиции

Самый эффективный способ воспитания, по исламской традиции, это быть человеком для подражания. Не зависимо от того хотим мы того или нет, дети учатся вести себя в жизни наблюдая за нами. Даже отсутствующий родитель - модель для подражания. Так, мальчик, выросший в семье которую бросил отец, возможно, поступит аналогично со своими детьми. Каждый раз при общении с детьми, мы учим их, не зависимо от нашего намерения делать это или нет [10, 9].

Таким образом, необходимо проанализировать, то как мы обращаемся с ребенком, что бы получить желаемый результат.

Отрицательные поведение и суждения приводят к появлению у детей отрицательных качеств. Термин положительная и отрицательная поддержка, популярен в современной психологии. Но этот термин утверждался в Коране и в действиях и словах Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) 1400 лет назад.

Маленькие дети, считается в исламе, в основном хорошие. К тому же они хотят порадовать своих родителей. Когда вы хвалите их за их хорошее поведение говорим, что Папа и Мама довольны их действиями, вы используете позитивную поддержку. К сожалению многие родители игнорируют хорошие поступки своих детей и обращают внимание только на плохие поступки.

Приведем пример.

Иман 3 года и у нее есть младший брат Самир, которому 1 год. Она достает свои кубики и начинает играть, ну и конечно же Самир ползет к ней чтобы поучаствовать. Она дает ему красный кубик и продолжает строить башню. Самиру надоел 1 кубик и он пытается взять еще один. И тем самым он рушит башню. Иман реагирует со злостью, забирает все кубики и говорит брату, что он не может забрать ни одного кубика. Ее мама слышит ее, и со злостью кричит на нее "Иман, ты плохая девочка, ты не делишься кубиками. Дай ему несколько"

Иман совершила 2 действия по отношению к брату: