Изучение ценностных ориентаций занимает важное место в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…). Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они являются лишь «двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого» [132,462].
Исследуя различные концепции, мы стремимся доказать принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, далеко не все идеи равноценны в учениях о ценности, но все гуманистическое, творческое, оригинальное в них достойно самого пристального внимания. Считается, что теория ценности («аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте, добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.
На закате античности усилился интерес к человеческой индивидуальности и субъективности. Диоген Лаэртский, например, в своих трудах не только дал расширенное истолкование общечеловеческих ценностей, но и высказал рекомендации о правильном, в его понимании, воспитании детей [38,235]. Древний период философии ценности дает хорошую возможность проследить закономерности ее возникновения и первоначального развития. Философская мысль, в каком бы регионе она ни зародилась, непременно выступает как ценностное мироотношение и как самосознание этого отношения. Так теоретико-ценностные представления появляются в философской мысли древнейших цивилизаций – Индии, Китая, Греции. На Американском континенте возникла философия, в которой одной из центральных проблем была проблема «ценности всего существующего» [69,196].
При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду гуманитарных наук.
Во второй половине XXвека едва ли не центральное место занимало соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований – Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.
Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей, вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за другим выходят монографические исследования философов, социологов, культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике, рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике. Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.
Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения, субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние, вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена, стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека…» [75,307].
Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского, отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.
ХХХХХХХХХ
Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке) и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя, в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство – отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле, приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их потребности» [4,44].
Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].
Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы»[44,166].
Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация, народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений: межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт, идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем соответствующих экономических, политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].
Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В. Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности [39,173].