Аскетическая установка в половом воспитании подавляет, особенно у девушки, непосредственные проявления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рассудочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личностных контактах. Вместо естественного, здорового интереса к мужскому полу у девушки в голове тщательно разработанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчайшие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).
Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления девушки к личностному общению, так л в результате настойчивости окружающих, разумеется, если девушка достаточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несовместимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюдениям А. М. Свядоща, способствует возникновению женского пассивного гомосексуализма.
Потребительская установка. В качестве особого явления эта установка более характерна для воспитания девочек.
Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью — это выхолащивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».
Если разобраться, то в основе всего этого помимо мелочного мещанского расчета лежит и неуважение к человеку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глубокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.
В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к так называемому целомудрию. Половое воспитание должно быть направлено, в частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Однако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежденность в том, что конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной, что в основе этого гармоничного комплекса лежит чувство любви и взаимного уважения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это дерево, у которого корни в телесном мире, а ветви его разветвляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче». Специально выделять и превращать в предмет спекуляции и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то целомудрие само по себе, как таковое,— качество, которое никому не нужно, и держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.
Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам откровенно основана на стремлении обмануть, воспользоваться доверием, неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная безответственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что удовлетворение полового влечения превратилось в «единственную конечную цель». Некоторые мужчины считают своим большим достоинством (видимо, ввиду отсутствия других) умение обольстить девушку. Для некоторых эта деятельность — способ удовлетворения болезненного стремления к самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому, что делается это за счет другого человека, чувства, достоинство, а нередко и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. Мы не говорим здесь о случаях, когда обе стороны «достойны» друг друга, бывает и так.
Эта информация предназначена для родителей, которые хотят воспитать честных и нравственных девушек: ведь не доверять людям — в принципе безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалистов» и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.
Собственническая установка. Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был, является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой, и он требует не только ухода и заботы, но и уважения, пусть форма этого уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрасте она должна быть особой, но в основе отношения к ребенку всегда должно лежать и уважение, а не только любовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь хорошего, но само по себе это желание и стремление не оправдывают любых конкретных их действий по отношению к веку.
Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере полового воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж.
Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в течение долгого времени родители определяли, за кого выдать дочь, на ком женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был подорван, хотя и не уничтожен полностью, реформой Петра I, который считал, что неразумно выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые заранее познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.
Паническая установка. Не зная особенностей сексуального развития ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, преувеличивать степень его заинтересованности.
Заметив, что подросток занимается ипсацией, родители в ужасе начинают водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока», создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобрительно они относятся и к любым проявлениям интереса к представителям другого пола, считая, что лучший способ полового воспитания — изоляция подростка от сверстников другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно, и человек, лишенный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для девочек.
Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка устойчивости, морального иммунитета к отрицательным влияниям, а не устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как справедливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и девушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста», когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и детям навязывается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат детей видеть в приличном неприличное.
Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в глазах которых он, повторяя объяснения родителей, выглядит глупо. В итоге он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно, для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли это?
Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за информацией обращается к другим источникам. «Оттого так и бывает,— писал В. Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя бы приблизительное представление о действительном существе дела».
Нередко родители поступают совсем плохо — ругают, а то и наказывают ребенка за его вопрос. В результате он не только перестает обращаться с вопросами к ним и ищет ответ на стороне, но и между родителями и детьми возникает отчужденность, чувство недоверия к ним со стороны ребенка. Он теряет к ним уважение. Напротив, в его глазах уважаемым становится какой-нибудь безответственный взрослый или подросток более старшего возраста, которые не только охотно делятся с ним своими «знаниями», но и никогда не ругают за вопрос.