Смекни!
smekni.com

Половое воспитание младших школьников (стр. 2 из 13)

1. Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обна­руживают его отсутствие, задумываются, почему же он не вырос, может быть, случилось какое-нибудь несчастье. Девочек часто беспокоит открытие, когда они узнают, что устроены не так, как мальчики. Они считают, будто какая-то беда лишила их того, что есть у других. Иногда они даже видят в этом на­казание.

2.Одно из самых частых ошибочных представле­ний возникает по поводу рождения детей. Вместо того чтобы объяснить действительно происхождение ребенка, родители говорят малышу, что детей нахо­дят в капусте, их приносит аист или покупают в магазине. Иногда, напротив, утверждают, будто де­ти появляются, если два человека любят друг друга. Помню случай с одной юной девушкой, которая аб­солютно ничего не знала о том, откуда берутся дети. У нее была половая близость с мужчиной, и возник­шую беременность она никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не рисковала, — ведь она же не была влюблена в него)

3.Как правило, все дети думают, будто мама но­сит ребенка в желудке, и тот выходит черва анальное отверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие функции выполняют анальное отверстие и вла­галище.

4.В тех редких случаях, когда дети застают ро­дителей во время половой близости, они восприни­мают происходящее как самое настоящее насилие, не как проявление любви, а как самоуправство отца над матерью.

5.Дети, которым были преподаны слишком суро­вые уроки стыда или же им крепко досталось, когда их застали в уединении играющими со своими поло­выми органами, начинают испытывать враждеб­ность к мим, связывал с ними нечто дурное.

Нетрудно понять, какой вред принесут детям подобные ошибочные представления, если позволить имразвиваться дальше. Они приведут к восприятию половой функции как чего-то непристойного, агрессивного, страшного и тревожного. Ни один ребенок нe в состоянии разобраться самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Вот почему так важно, чтобы он ног свободно задавать возникающие у него вопросы.

И лучше всего, если именно мы поможем ему исправить ложное представление. Чем раньше мы это сделаем, тем меньше у него останется времени для здоровых размышлений и фантазирования.

Сущность полового воспитания

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отно­шение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и жен­щиной, как супружеские, но также и любые другие ихотношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. По­ловое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведе­ние детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Цели и задачи полового воспитания полностью опре­деляются интересами общества. Неверно было бы счи­тать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на инди­видуальном уровне выражают особенности того общест­ва, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так назы­ваемой личной жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятель­ности; последняя представляет собой неразрывное един­ство. Однако здесь можно выделить специфические мо­менты. В плане способности преобразовывать мир (зна­ния, умения, навыки) — это обучение, в плане способ­ности к оценке общественного значения себя как дейст­вующей личности и конкретных своих действий (форми­рование нравственных понятий, определенное отноше­ние к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последова­тельный характер: сегодня учим одному, завтра — дру­гому. Таким путем можно осуществить программу обуче­ния, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труд­нее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество лич­ности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недоста­точную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последователь­но должны вырабатываться в процессе воспитания, мож­но отнести к двум взаимосвязанным направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллек­тиву, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значитель­но больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитатель­ной целью или события, имеющего воспитательное значе­ние, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредствен­ной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения срав­нительно легко контролировать, то в отношении воспи­тания сделать это труднее, и поэтому результаты воспи­тания нередко сказываются значительно позже, и поэ­тому порой они оказываются неожиданными для роди­телей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.

Для воспитания особенно большое значение имеет жи­вой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная си­ла изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспита­ния». Как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, «рас­считывать, что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно. Сильным фактором здесь может оказаться только то знание, кото­рое будет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой, интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкой системы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познания без связи с эмо­циональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффек­тивны.

Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребенку к месту и без места читают нотации, делают на­ставления, дергают по любому поводу, слово теряет вос­питательную силу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Но если даже этот смысл и есть, ребенок не имеет возможности для осу­ществления всех необходимых процессов переработки этого смысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), то возникает не­восприимчивость к слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществ­ляться в психике вслед за услышанным и понятым словом.

Половое воспитание, его содержание

Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мы отлично понимаем, что страх и неосведомлённость могут привести к болезни. Вот почему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности. Многое уже принято для преодоления нашего невежества в половом вопросе, но и предстоит сделать тоже немало. Половая уравновешенность человека лишь отчасти зависит от того, что ему известно о сексуальных отношениях мужчины и женщины. В основе уравновешенности лежит представление о них и отношение к ним. Будет ли человек испытывать страх, страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться к половой близости или, напротив, станет получать удовольствие от своего тела, зависит не от того, насколько он осведомлён о половой жизни, а от своего отношения к ней. Отношение это складывается не в результате какого-то курса обучения, а из тех основных принципов, которые мы поможем ребёнку освоить в ходе его развития.

При всей широте и значимости проблемы можно предположить, что любой совет окажется здесь слишком общим и неопределённым. Напротив, именно это обстоятельство и помогает определить программу полового воспитания наших детей. Сама по себе половая жизнь – не будем об этом забывать – носит очень многогранный характер. Неверно думать о ней только как о близости и видеть в ней лишь способ продолжения рода. В таком случае выпускается из виду главный аспект, и тогда можно ли считать удачным брак, в котором половая близость происходит только из желания иметь детей? Напротив, должно быть совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает в себя всю полноту отношений между мужчиной и женщиной, а не только физиологические проявления секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношении человек – это тот, кто получает удовольствие от половой жизни точно так же, как и от других земных радостей, кто не ходит мрачным, подавленным, заторможенным, кто понимает значение удовлетворения половой потребности, но способен и на большое чувство. Наконец, такой человек, будь то мужчина или женщина, правильно воспринимает свою сексуальную функцию в обществе, не возражает против неё и одинаково чувствует себя, хотя и по-разному, в общении и с мужчинами и с женщинами.