Смекни!
smekni.com

Половое воспитание младших школьников (стр. 6 из 13)

Половая уравновешенность

Что такое здоровая «половая уравновешенность»? Что мы имеем в виду, когда говорим об уравновешенном в половом отношении взрослом человеке? Если мы не сумеем точно ответить на эти вопросы, наши по­пытки полового воспитания детей непременно по­терпят крах.

Приведу некоторые самые важные обстоятельст­ва, отличающие нормально уравновешенного в по­ловом отношении взрослого человека.

1. Нормальный человек получает удовольствие от половой близости. Это значит, что он не ис­пытывает при этом ни стыда или страха, ни отвра­щения или неприязни. Он смотрит на половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение. Хотя он отлично сознает, что общество порой ограничивает наши ес­тественные импульсы, он не переживает из-за этого: не чувствует себя виноватым, но в то же время не стремится к крайностям. Половая близость достига­ет полноты удовлетворения при оргазме. Одним сло­вом, сексуальные влечения, хотя и не доминируют в его жизни, занимают в ней важное место в ряду других желаний и потребностей.

2. Он способен сексуально выразить свою любовь. Это значит, он довольствуется не только романтиче­скими представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви. Он мо­жет получать удовольствие от половой близости и без нее, но все же испытывает больше радости, ког­да любит, дополняя свое чувство сексуальным про­явлением. Он понимает свою сексуальную функцию в жизни. Хотя в каждом мужчине имеются какие-то женские черты, а в каждой женщине — мужские, хорошо адаптированный к жизни человек отличает­ся своей ярко выраженной половой принадлеж­ностью и не изменяет ее. Он не сетует на то, что родился женщиной или мужчиной, и у него не раз­виваются пристрастия, характерные для противоположного пола.

3. Он по-разному держится с мужчинами и женщинами. Не обращается с мужчинами как с женщинами, и наоборот. Половая адаптация, как известно, — существенная часть общей адаптации, приспособленности к условиям жизни, поэтому мы не можем рассчитывать на сексуальную уравнове­шенность, если не научимся любить своего ближнего и жить с ним в согласии.

4. Он не нуждается в особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже ес­ли нередко, особенно еще до достижения совер­шеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточ­но. Это значит, что теоретическое представление о половой жизни или практический опыт не столь уж и существен для нашей общей половой уравно­вешенности. Гораздо важнее другое — то, что мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни. Довольно просто описать признаки нормальной половой уравновешенности, но совсем непросто оп­ределить, КАКИМИ из них обладают наши друзья. Представляете, как же трудно понять, правильно ли развивается в этом смысле наш ребенок. Если толь­ко у него не проявляются признаки половой неурав­новешенности, как, например, слишком частая мас­турбация, и нет каких-то других явных отклонений от нормы, которые помогли бы понять, каково будет впоследствии его отношение к этому вопросу.

Думается, совершенно ясно — книжки о поведе­нии птиц и пчел ничуть не помогут изменить наши взгляды на эту проблему! Единственное, что здесь может оказаться полезным, — это ясное представле­ние о нормальной половой уравновешенности. Про­анализируем внимательнее самих себя или еще луч­ше — постараемся сначала сами обрести эту уравно­вешенность, а уж потом будем надеяться, что помо­жем обрести ее и нашим детям.

Половой опыт

Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле име­ют половой опыт, многими воспринимается как без­нравственная Всего лишь одно поколение назад лю­ди считали малышей в сексуальном смысле совер­шенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти не­многие существуют, вопрос подлежит обсуждению.

Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что по­ловой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересова­ны в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отро­чества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже сейчас.

Не наблюдая за половой активностью ребенка, мы не сможем помочь ему и направить в нужное русло. Нет нужды ходить за ним по пятам, чтобы узнать, что он втайне делает, как приобретает этот опыт. Он проявит свой половой инстинкт тысячами самых разных способов. И нам не надо долго при­сматриваться, чтобы заметить, нужно только уметь распознать его.

Проявления полового инстинкта характерны для всех ребят. И если вы обнаружите одно из них у ва­шего ребенка, это вовсе не значит, что его сексуаль­ность чрезмерна или превратится со временем в про­блему. Это говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.

Из чего же складывается обычный половой опыт у новорожденных и у маленьких детей?

1. Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Половой импульс у них еще не такой явный, чтобы была необходима стимуляция, но дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у маль­чика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпа­ет тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном -возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

2. Дети и сами трогают свои половые органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны. Если наши отношения с ребенком на­столько хороши, что мы можем спросить его, почему он так делает, он со всей искренностью ответит: «Потому что мне приятно». Вот почему все дети так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже со­вершенно нормальный половой опыт.

3. Все дети рано или поздно проявляют опреде­ленный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противо­положного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в школе, на спортплощадке или в гостях у кого-нибудь из товарищей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопро­сы. Все это вполне нормально.

4.У малыша нередко появляется братик или сест­ренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть ма­ленькие братья или сестры. К появлению новорож­денного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушива­ется к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, от­куда берутся малыши, и это тоже в известном смыс­ле, хотя и не прямой, половой опыт.

5.Другой неизбежный опыт, оставляющий глубо­кий след в сознании ребенка, даже если его половые органы не имеют к этому отношения, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помо­гает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Речь идет, таким образом, об опыте наипервейшей важности.

6.Еще один опыт — даже если это бывает и не очень часто — приобретается тогда, когда ребенок ока­зывается свидетелем половой близости палы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. Однако это может пройти слу­чайно, если дети спят в одной комнате с родителями.

Вот такой половой опыт приобретают дети к 5—6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало. Ребе­нок не столь невинен в сексуальном отношении, как хотелось бы думать. Он может быть несведущим в этом, но он отнюдь не безгрешен, подобно ангелу. Проблемы пола еще не открылись перед нимво всей полноте. У него еще не работают, не дают о себе знать железы внутренней секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает лона еще смутно и скорее сознанием, чем физиологически, — словом, тут можно спорить о чем угодно, но только не о том, что ребенок — существо совершенно бесполое. По правде говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.

Половые игры

Присущее детям любопытство и стремление к при­ятным ощущениям побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело — собственное и товарищей. Какие-то откры­тия, разумеется, доставляют больше удовольствия, нежели остальные. Совершенно естественно, что де­ти хотят повторить опыт. Но поскольку это не всег­да удается сделать свободно, они прикрывают воз­никший интерес играми, которые только на первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимы­ми. Назовем лишь самые привычные из таких игр — «доктор», «куча мала», когда возникает множество физических контактов, совместное купание и, нако­нец, все, что связано с уединением и скрытностью, например, когда дети прячутся под кроватью или на чердаке. Во всех этих случаях ребята обычно удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, и получая возможность фи­зических контактов друг с другом, которые они на­ходят очень возбуждающими и интересными. Имен­но это мы и имеем в виду, когда говорим о половых играх.

Все это совершенно естественно, нормально и до­пустимо. Родители, которых подобное поведение де­тей шокирует, и они принимают репрессивные меры, действуют не в интересах ребенка, а руководствуясь лишь собственными неверными представлениями о сексе. Кроме того, с любой новой вещью сначала нужно познакомиться, а уж потом извлекать из нее пользу и получать удовольствие. С сексом дело об­стоит точно так же. Мы не можем надеяться, что ре­бенок, получив какую-то мизерную информацию о сексе, отложит все остальные вопросы до свадьбы, точно так же, как не можем рассчитывать, что он научится играть в теннис без ракетки, мячей и партнера.