Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Воображениеи его особенностив дошкольномвозрасте.

    1. Понятие овоображении.

    2. Виды воображенияи способы созданиятворческихобразов.

    3. Механизмтворческоговоображения.

    4. Особенностивоображенияу детей.

    5. Влияниеизобразительнойдеятельностидетей на развитиеих воображения.

Глава 2. Экспериментальныеисследованияразвития творческоговоображениядетей дошкольноговозраста.

2.1. Констатирующийэксперимент.

2.2. Формирующиеэксперименты.

2.3. Контрольныйэксперимент.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Введение


Актуальностьтемы.

Социально-экономическиепреобразованияв обществедиктуют необходимостьформированиятворческиактивной личности,обладающейспособностьюэффективнои нестандартнорешать новыежизненныепроблемы. Всвязи с этимперед дошкольнымиучреждениямивстает важнаязадача развитиятворческогопотенциалаподрастающегопоколения, чтов свою очередьтребует совершенствованияучебно-воспитательногопроцесса сучетом психологическихзакономерностейвсей системыпознавательныхпроцессов.

Проблемаразвития творческоговоображениядетей актуальнатем, что этотпсихическийпроцесс являетсянеотъемлемымкомпонентомлюбой формытворческойдеятельностиребенка, егоповедения вцелом. В последниегоды на страницахпсихологическойи педагогическойлитературывсе чаще ставитсявопрос о роливоображенияв умственномразвитии ребенка,об определениисущности механизмоввоображения.

Как показалиисследованияЛ. С. Выгодского,В. В. Давыдова,Е. И. Игнатьева,С. Л. Рубинштейна,Д. Б. Эльконина,В. А. Крутецкогои других, воображениевыступает нетолько предпосылкойэффективногоусвоения детьминовых знаний,но и являетсяусловием творческогопреобразованияимеющихся удетей знаний,способствуетсаморазвитиюличности, т. е.в значительнойстепени определяетэффективностьучебно-воспитательнойдеятельностив ДОУ.

Творческоевоображениедетей представляетогромный потенциалдля реализациирезервов комплексногоподхода в обучениии воспитании.Большие возможностидля развитиятворческоговоображенияпредставляетизобразительнаядеятельностьдетей.

Проблемаисследования.

Воображениеи фантазия –это важнейшаясторона жизниребенка. Усвоитькакую-либопрограмму безвоображенияневозможно.Оно являетсявысшей и необходимейшейспособностьючеловека. Вместес тем именноэта способностьнуждается вособой заботев плане развития.А развиваетсявоображениеособенно интенсивнов возрасте от5 до 15 лет. И еслив этот периодвоображениеспециальноне развивать,то в последующемнаступаетбыстрое снижениеактивностиэтой функции.Вместе с уменьшениемспособностифантазироватьу детей обедняетсяличность, снижаютсявозможноститворческогомышления, гаснетинтерес к искусству,к творческойдеятельности.Для того чтобыразвиватьтворческоевоображениеу детей, необходимаособая организацияизобразительнойдеятельности.

Объектисследования.

Объектомисследованияявляются детиподготовительнойгруппы ДОУ.

Предметисследования.

Организацияработы по развитиютворческоговоображенияу детей подготовительнойгруппы в процессеизодеятельности.

Цельработы.

Изучитьособенностии возможностиразвития иактивизациитворческоговоображениядетей подготовительнойгруппы в процессезанятий изобразительнойдеятельностью.

Гипотезаисследования.

Развитиетворческоговоображенияпроисходитв процесседеятельности.Оптимальнымсредством дляего развитияу шестилетнихдетей на занятияхизобразительнойдеятельностиявляетсяхудожественно-дидакточескаяигра.

Задачиисследования.

– раскрытьособенностивоображениядетей дошкольноговозраста и егосвязь с интересамии эмоциями;

– определитьособенностиизодеятельностидетей и ее значениедля развитиятворческоговоображения;

– разработатькомплекснуюметодику диагностикии развитиятворческоговоображениядетей дошкольноговозраста;

– определитьвозможные путиразвития творческоговоображениядетей в процессеизодеятельности;

– провестиэкспериментальнуюпроверку отработанныхформ, методови средств дляразвития творческоговоображениядетей дошкольноговозраста;

– разработатьрекомендациипо развитиютворческоговоображениядетей.

Базаисследования.

Исследованияпроводятсяна базе МДОУ«Детский сад№ 24», общеразвивающеговида. ПоселокФосфоритный,Воскресенскогорайона, Московскойобласти. Продолжительностьисследования6 месяцев. Количествоиспытуемых15 человек. Детиподготовительнойгруппы (от 6 до7 лет). Условияпроведения:в нормальнойобстановке,в дневное время.


Глава1. Воображениеи его особенностив дошкольномвозрасте.


1.1. Понятиео воображении.


Всякая деятельностьчеловека, результатомкоторой являетсяне воспроизведениебывших в егоопыте впечатленийи действий, асоздание новыхобразов илидействий; будетпринадлежатьк творческойдеятельности.Мозг есть нетолько орган,сохраняющийи воспроизводящийнаш прежнийопыт, он естьтакже органкомбинирующий,творческиперерабатывающийи создающийиз элементовэтого прежнегоопыта новыеположения иновое поведение.Если бы деятельностьчеловекаограничиваласьодним воспроизведениемстарого, точеловек былбы существом,обращеннымтолько к прошлому,и умел бы приспособлятьсяк будущемутолько постольку,поскольку онвоспроизводитэто прошлое.Именно творческаядеятельностьчеловека делаетего существом,обращеннымк будущему,созидающемего и видоизменяющемсвое настоящее.

Эту творческуюдеятельность,основаннуюна комбинирующейспособностинашего мозга,психологияназываетвоображением.Обычно подвоображениемимеется в видувсе то, что нереально, чтоне соответствуетдействительности.На деле жевоображениекак основавсякой творческойдеятельностиодинаковопроявляетсяво всех решительносторонах культурнойжизни, делаявозможнымхудожественное,научное и техническоетворчество.

«Всякоеизобретение,– говорит Рибо,– крупное илимелкое, преждечем окрепнуть,осуществившисьфактически,было объединенотолько воображением– постройкой,возведеннойв уме при посредственовых сочетанийили соотношений».

Воображение– не действительность,но оно не можетбез действительности,т.к. именно элементыдействительностиявляются длянего питающейсредой. С другойстороны, именновоображениеподчас определяетпрограммудействий человека,ход его мыслей,его отношениек окружающейдействительности,к собственнойработе, к разнообразнымформам своейдеятельности.

Воображениепорождаетзамысел, т.е.представлениео будущем творении.И когда человекприступаетк любой работе,он «видит» цельсвоей деятельности,ее результат.Даже самыйплохой архитекторот наилучшейпчелы с самогоначала отличаетсятем, что преждечем строитьячейку из воска,он уже построилее в своей голове.В конце процессатруда получаетсярезультат,который ужев начале этогопроцесса имелсяв представлениичеловека, т. е.идеально. Еслиже человекзанимаетсятворческойработой, то ондолжен вообразитьто, что никто,и в том числеон сам, еще неделал и, следовательно,не видел и неслышал. Воображениепорождает«образ» того,что лишь будетсоздано в процессетворческойработы.

В литературеимеются самыеразные определениявоображения.Так Л. С. Выгодскийотмечает, что«Воображениене повторяетв тех же сочетанияхи в тех же формахотдельныхвпечатлений,которые накопленыпрежде, а строиткакие-то новыеряды из прежденакопленныхвпечатлений.Иначе говоря,принесениенового в самоетечение нашихвпечатленийи изменениеэтих впечатленийтак, что в результатеэтой деятельностивозникаетнекоторыйновый, ранеене существовавшийобраз, составляет,как известносамую основутой деятельности,которую мыназываемвоображением».

«Воображение,– пишет С. Л.Рубинштейн,– связано снашей способностью,и необходимостьютворить новое».И далее «Воображение– это отлет отпрошлого опыта,преобразованиеего. Воображение– это преобразованиеданного, осуществляемоев образнойформе».

«Основнойпризнак процессавоображения,– пишет Е. И.Игнатьев, – втой или инойконкретнойпрактическойдеятельностизаключаетсяв преобразованиии переработкеданных восприятияи другого материалапрошлого опыта,в результатечего получаютсяновые впечатления».

«Философскаяэнциклопедия»определяетвоображение,как психическуюдеятельность,заключающуюсяв созданиипредставленийи мысленныхситуаций, никогдав целом непосредственноне воспринимавшихсячеловеком вдействительности.

Многие исследователиотмечают, чтовоображениеесть процесссоздания новыхобразов в наглядномплане. Эта тенденцияотносит воображениек формам чувственногоматериала.Природу воображениясоставляетсинтез, единствологическогои чувственного.

Воображение– это психическийпроцесс, в которомотражениедействительностипроисходитв специфическойформе – объективноили субъективнонового (в видеобразов, представлений,идей), созданногона основе образоввосприятий,памяти, а такжезнаний приобретенныхв процессеречевого общения.Когда речь идетоб объективноновом, то имеетсяв виду, что данныйпродукт воображениявообще впервыесоздается вобществе. Когдаже речь идето субъективноновом, то этозначит, чтосозданныйпродукт обладаетновизной тольколишь для самогосоздателя, вто время какв обществе онуже известен.

Воображение– это аналитико-синтетическаядеятельность,которая осуществляетсяпод направляющимвлиянием сознательнопоставленнойцели либо чувств,переживаний,которые владеютчеловеком вданный момент.Чаще всеговоображениевозникает впроблемнойситуации, т.е.в тех случаях,когда необходимоотыскать новоерешение, т.е.требуетсяопережающеепрактическоедействие отражения,которое происходитв конкретно-образнойформе, как результатоперированияобразами.


1.2. Видывоображенияи способы созданиятворческихобразов.


Существуютнесколькоклассификацийвидов воображения,каждая из которыхимеет в своемоснованиикакой-либо изсущественныхпризнаковвоображения.

По признакуактивностиразличаютпассивное,созерцательноевоображениес его непроизвольнымиформами (грезы,сновидения)и активное,практическидеятельноевоображение.При активномвоображенииобразы всегдаформируютсясознательнос условиемпоставленнойцели.

В зависимостиот самостоятельностии оригинальностиобразов воображениябывает воссоздающими творческим.

Воссоздающеевоображение– это представлениечего-либо новогодля данногочеловека, опирающеесяна словесноеописание илиусловное изображениеэтого нового(чертеж, схема,нотная записьи т.п.). Этот видвоображенияшироко используетсяв разных видахдеятельностичеловека, в томчисле и в обучении.Ведущую рольв нем играютобразы памяти.Воссоздающеевоображениеиграет важнуюроль в процессекоммуникациии усвоениисоциальногоопыта.

Творческоевоображение– это созданиеновых образовбез опоры наготовое описаниеили условноеизображение.Творческоевоображениезаключаетсяв самостоятельномсоздании новыхобразов. Почтився человеческаякультура являетсярезультатомтворческоговоображениялюдей. В творческомкомбинированииобразов исчезаетведущая рольпамяти, но ееместо приходитэмоциональноокрашенноемышление.

Образы творческоговоображениясоздаютсяпосредствомразличныхприемов, методов.Преобразованиематериала ввоображенииподчиняетсяопределеннымзаконам, выражающимего особенность.Для воображенияхарактерныопределенныепроцессы, которыевключают элементынаглядности.Так, операциейобобщения присоздании образавоображениявыступаетоперация типизации.

Типизациякак специфическоеобобщениесостоит в созданиисложного, целостногообраза, носящегосинтетическийхарактер. Например,существуютпрофессиональныеобразы рабочего,врача и т.д.

Приемомвоображенияявляется икомбинирование,представляющеесобой подбори соединениеопределенныхчерт предметовили явлений.Комбинированиеэто не простоемеханическоесочетаниеисходных элементов,а объединениеих по конкретнойлогическойсхеме. Основойдля комбинированияявляется опытчеловека.

Следующимсущественнымспособом созданиятворческихобразов являетсяакцентирование,подчеркиваниеопределенныхчерт, признаков,сторон, свойств,их преувеличениеили преуменьшение.Классическимпримером являетсяшарж, карикатура.

Определенноезначение вдеятельностивоображенияимеет и приемреконструкции,когда по части,признаку, свойству«примысливается»целостнаяструктураобраза.

Имеется способ– аплютинация,т.е. «склеивание»различных,несоединимыхв повседневнойжизни частей.Примером можетслужить классическийперсонаж сказокчеловек – зверьили человек– птица.

Гиперболизация– это парадоксальноеувеличениеили уменьшениепредмета илиотдельных егочастей. (Пример:мальчик с пальчик).

Механизмомфункционированиявоображенияявляется иприем уподобления,который в формеаллегорий,символов играетзначительнуюроль в эстетическомтворчестве.В научном познанииприем уподоблениятоже важен: онпозволяетконструироватьсхемы, репрезентироватьте или иныепроцедуры(моделирование,схематизацияи т.д.).

Прием расчленениязаключаетсяв том, что новоеполучаетсяв результатеразъединениячастей объектов.

Прием замещения– это заменаодних элементовдругими.

Существуетеще прием аналогии.Его сущность– в созданиинового по аналогии(сходству) сизвестным.

Определяяособенностьвоображения,связанную сназваннымиприемамидействительностиследует подчеркнуть,что все они,так или иначе,протекают нетолько в абстракции,но и в формечувственности.В основе этихпроцессов лежатмыслительныеоперации, ноформой всехпревращенийздесь выступаетименно чувственность.

Конечныйисточник операцийвоображения– предметно-практическаядеятельность,служащая фундаментомдля преобразованияи оформлениясодержанияобразов воображения.Следовательно,основой длявоображенияявляются чувственныеобразы, но ихпреобразованиеосуществляетсяв логическойформе.


1.3. Механизмтворческоговоображения.


Базой воображениявсегда являютсявосприятия,предоставляющиематериал, изкоторого будетстроитьсяновое. Затемидет процесспереработкиэтого материала– комбинированиеи перекомбинирование.Составнымичастями этогопроцесса являютсядиссоциации(анализ) и ассоциации(синтез) воспринятого.

На этом деятельностьтворческоговоображенияне заканчивается.Полный кругбудет завершентогда, когдавоображениевоплощается,или кристаллизуетсяво внешнихобразах. Будучивоплощенововне, принявшиматериальноевоплощение,это, «кристаллизованное»воображение,сделавшисьвещью, начинаетреально существоватьв мире и воздействоватьна другие вещи.Такое воображениестановитсядействительностью.

Таким образом,продукты воображенияв своем развитииописали круг.Элементы, изкоторых онипостроены, быливзяты человекомиз реальности.Внутри человека,в его мышлении,они подверглисьсложной переработкеи превратилисьв продуктывоображения.

Наконецвоплотившись,они снова вернулиськ реальности,но вернулисьуже новой активнойсилой, изменяющейэту реальность.Таков полныйкруг творческойдеятельностивоображения.


1.4. Особенностивоображенияу детей.


Творческоевоображениезависит отмногих факторов:возраста, умственногоразвития иособенностейразвития (присутствиякакого-либонарушенияпсихофизическогоразвития),индивидуальныхособенностейличности(устойчивости,осознанностии направленностимотивов; оценочныхструктур образа«Я»; особенностейкоммуникации;степени самореализациии оценки собственнойдеятельности;черт характераи темперамента),и, что оченьважно, от разработанностипроцесса обученияи воспитания.

Опыт ребенкаскладываетсяи растет постепенно,он отличаетсяглубоким своеобразиемпо сравнениюс опытом взрослого.Отношение ксреде, котораясвоей сложностьюили простотой,своими традициямии влияниямистимулируети направляетпроцесс творчества,у ребенка опятьсовсем другое.Интересы ребенкаи взрослогоразличны ипоэтому понятно,что воображениеу ребенка работаетиначе, чем увзрослого.

Как отмечалосьвыше, воображениеу ребенка беднее,чем у взрослого.В то же времядо сих пор существуетмнение, что уребенка воображениебогаче, чем увзрослогочеловека. Детимогут из всегосделать все,говорил Гете.Ребенок живетв фантастическоммире более,нежели в реальном.Но мы знаем,что интересыребенка проще,элементарнее,беднее, наконец,отношения егосо средой такжене имеют тойсложности,тонкости имногообразия,которые отмечаютповедениевзрослогочеловека, аведь это всеважнейшиефакторы, которыеопределяютработу воображения.В процессеразвития ребенкаразвиваетсяи воображение.Вот почемупродукты настоящеготворческоговоображенияво всех областяхтворческойдеятельностипринадлежаттолько ужесозревшейфантазии.

Французскийпсихолог Т.Рибо представилосновной законразвития воображенияв трех стадиях:

детство иотрочество– господствофантазии, игр,сказок, вымысла;

юность– сочетаниевымысла идеятельности,«трезвогорасчетливогорассудка»;

зрелость– подчинениевоображенияуму интеллекту.

Воображениеу ребенка начинаетразвиватьсядовольно рано,оно слабее, чему взрослого,но оно занимаетбольше местав его жизни.

Каковы жеэтапы развитиявоображенияу детей дошкольноговозраста?

До 3хлет у детейвоображениесуществуетвнутри другихпсихическихпроцессов, вних закладываетсяего фундамент.В три года происходитстановлениесловесных формвоображения.Здесь воображениестановитсясамостоятельнымпроцессом.

В 4 – 5 лет ребенокначинает планировать,составлятьв уме планпредстоящихдействий.

В 6 – 7 лет воображениеносит активныйхарактер.Воссоздаваемыеобразы выступаютв различныхситуациях,характеризуясьсодержательностьюи специфичностью.Появляютсяэлементы творчества.

Психологисчитают, чтодля развитиявоображениянеобходимоналичие определенныхусловий: эмоциональноеобщение с взрослыми;предметно-манипулятивнаядеятельность;необходимостьразных видовдеятельности.


1.5. Влияниеизобразительнойдеятельностив развитиитворческоговоображениядетей дошкольноговозраста.


Вот уже почтистолетие детскоерисованиевызывает интересмногочисленныхисследователей.Представителиразличных наукподходят кизучению детскогорисунка с разныхсторон. Искусствоведыстремятсязаглянуть вистоки творчества.Психологи черездетское рисованиеищут возможностьпроникнутьв своеобразныйвнутренниймир ребенка.Педагоги ищутоптимальныепути обучения,способствующиевсестороннемуразвитию детей.

Так что жеэто такое«изобразительнаядеятельность»,или, другимисловами, рисование?Прежде всего– одно из первыхи наиболеедоступныхсредств самовыраженияребенка. Детирисуют то, очем думают, чтопривлекаетих внимание,вкладываютв изображаемоесвое отношениек нему, живутв рисунке. Рисование– это не толькозабава, но итворческийтруд.

При этом вработу включаютсязрительные,двигательные,мускульно-осязаемыеанализаторы.В изобразительнойдеятельностипроявляетсясвоеобразиемногих сторондетской психики.Рисованиепомогает намлучше узнатьребенка, даетвозможностьполучить материал,раскрывающийособенностимышления,воображения,эмоционально-волевойсферы. Не говоряуже о том, какуюпользу приносятзанятия рисованием,развивая памятьи внимание,речь и мелкуюмоторику, приручаяребенка думатьи анализировать,соизмерятьи сравнивать,сочинять ивоображать.

Подражаядействиямвзрослых, ребенокуже в раннемдетстве начинаетманипулироватькарандашамии бумагой, создаваякаракули. Постепенноребенок уходитот бездумныхчирканий побумаге. Он начинаетпонимать функциюкарандашей,его движениястановятсяболее точнымии разнообразными.Это периоддоизобразительнойдеятельности.Рисунок появляется,когда ребеноксвязываетнекоторые изсвоих каракульс предметамии специальносоздает воображаемыеобъекты. Словесноеформулированиенамеренияявляется началомизобразительнойдеятельности.В начале стремлениеизобразитьс воспоминаниемзнакомого емуграфическогообраза. Чащевсего этокругоподобныекривые, в которыхребенок «видит»дядю, тетю ит.д. Постепеннотакое изображениеего уже неудовлетворяет,и он начинаетискать новыеграфическиеобразы. Появляются«головоноги».Значительныйскачек в развитии,как самогоребенка, таки рисования,происходитв дошкольномвозрасте. Подвлиянием взрослыхпоявляютсяизображениядомов, деревьев,цветов, машин.Ребенок преодолеваетшаблоны и начинаетрисовать то,что ему интересно.Все, что толькоон способенвообразить,представитьв своей фантазии,ребенок пытаетсянарисовать.У многих наблюдаетсяинтерес кфантастическомумиру, они рисуютволшебников,принцесс, фей,колдунов т.п.Дети рисуюти то, что происходитв реальнойжизни взрослых.Рисование, каки игра, помогаетребенку освоитьего социальноеокружение, мир,в котором онживет.

Все необходимыекачества воображения(широта, произвольность,устойчивость,яркость, оригинальность)возникают неспонтанно, апри условиисистематическоговлияния состороны взрослых.Влияние должнообогащать иуточнять восприятиеи представленияребенка обокружающеммире, а не сводитьсяк «навязыванию»ему готовыхтем. Ребенкунужно помогатьзнакомитьсяс действительностью,чтобы ее изображать,развиватьспособностьоперироватьобразами, чтобысоздавать наих основе новые.Важно формироватьу детей познавательныеинтересы. Еслиже эту работус ним не проводить,то и воображениебудет значительноотставать вразвитии. Врезультатек началу школьногообучения ребенокможет оказатьсяне готовым кусвоению учебногоматериала,требующегодостаточносформированногоуровня воображения.К этому возрастууже должныпоявиться такиепсихическиеобразования,как произвольность,внутреннийплан действий,рефлексия.Благодаря этимновообразованиямпоявляетсяи качественноновый вид воображения– произвольноевоображение.Возрастаетцеленаправленность,устойчивостьзамыслов, образывоображениянаглядны, динамичныи эмоциональноокрашены.Присутствуеттворческаяпереработкапредставлений.

Итак, развиваявоображениес раннего детства,мы не толькосовершенствуемпознавательныепроцессы испособностьк творчеству,но и формируемличность ребенка.

Одной из задачопытно-экспериментальнойчасти работыбыло изучениевлияния изобразительнойдеятельностина развитиевоображения.В экспериментеучаствовалидети подготовительнойгруппы в количестве15 человек, ввозрасте от6 до 7 лет.

Констатирующиеопыты имелицель выявитьуровень развитиявоображенияиспытуемых.С это цельюиспользоваласьметодика Е.Торренса «Неполныефигуры». Тестпредназначендля диагностикикреативных(творческих)способностейдетей.

Данная методика,являясь, посути «миниатюрноймоделью творческогоакта» (Е. Торренс)позволяетдостаточнополно изучитьособенноститворческоговоображенияи проследитьспецифику этогопроцесса. Этаметодика активизируетдеятельностьвоображения,выявляя одноиз основныхего свойств– видение целогораньше частей.Ребенок воспринимаетпредлагаемыетест - фигурыв качествечастей, деталейкаких-либоцелостностейи достраивает,реконструируетих.


2.1. КонстатирующийЭксперимент.

Тесткреативности.

1. Экспериментальныйматериал.

2. Порядокисследования.

Детям былопредложенозадание. Инструкция:На листеизображеныгеометрическиефигуры: квадрат,треугольник,круг. Дорисуйтеих так, чтобыполучилосьосмысленноеизображениекакого-либопредмета. Причемдорисовываниеможет проводиться,как внутриконтура фигуры,так и за ее пределамипри любом удобном,для ребенка,повороте листаи изображениифигуры, т.е.использоватькаждую фигурув разных ракурсах.

Качестворисунков сточки зренияих художественности,соблюденияпропорций ит.д. при анализене учитывается,поскольку впервую очередьнас интересуетсам замыселкомпозиции,многообразиевозникающихассоциаций,принципы воплощенияидей.


3. Анализрезультатов.

Все работыдетей можноподелить на4 группы.

1 группа –оригинальныеизображенияво всех 3хслучаях.

2 группа –оригинальныеизображенияв 2хслучаях.

3 группа –оригинальныеизображенияв одном случае.

4 группа – неторигинальныхизображений.

Подсчитывалосьтакже общееколичествооригинальныхизображенийпо всей группе.При подсчетеоригинальныхизображенийпо группе учитываласьне толькоиндивидуальностьобразногорешения, но ивариативностьвоплощенияизображенияразными детьми.


Таблица№ 1 (приложение№ 1).


Ф.И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
1. КирпосЮ. 4
2. ЛожковИ. 4
3. МакароваК. + 3
4. СережкинД. 4
5. ЛисичкинС. + + 2
6. ПастуховаИ. 4
7. ГоевВ. + 3
8. СтародубоваО. 4
9. КалининС. 4
10. ФедоровИ. 4
11. МонаховД. 4
12. СеливановаА. + 3
13. ПетровД. 4
14. КоровушкинВ. + 3
15. ЗимаС. 4

Общее количествооригинальныхизображений:7


Таблица№ 2.

Переченьизображенныхдетьми предметов.

Ф.И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1. КирпосЮ. колесо портфель дом
2. ЛожковИ. колобок телевизор елка
3. МакароваК. подсолнух подъемн.Кран. Косынка
4. СережкинД. будильник телевизор человек
5. ЛисичкинС. Шарик машиналег. Колокольчик
6. ПастуховаИ. будильник дом конверт
7. ГоевВ. Мяч телевизор пилотка
8. СтародубоваО. солнце змей елка
9. КалининС. Шар дом пирамидка
10. ФедеровИ.. гриб окно дом
11. МонаховД. ромашка часы человек
12. СеливановаА. человек дом елка
13. ПетровД. солнце телевизор дом
14. КоровушкинВ. Яблоко телевизорна тумб. Елка
15. ЗимаС. Солнце картофель дом

Вывод:Представленныерезультатыпоказали, чтоработы в основном3, 4 группы. Оригинальныхизображенийвыполнено мало.Наиболее частовстречаютсяв созданныхдетьми изображенияхобразы:

Круг– солнце, шарик;

Квадрат– телевизор,портфель, дом;

Треугольник– елка, дом, человек.


Констатирующийэксперимент.



2.2. Формирующийэксперимент.

Далее с детьмипроводилиформирующийэксперимент,цель которогобыла в развитиитворческоговоображенияи фантазии,т.к. выяснили,что уровеньразвития воображенияу ребят не высок.


Упражнение«Три краски.


Данное упражнениехорошо развиваетфантазию, образноемышление,художественноевосприятие,воображение.

Предлагалиребенку взятьтри краски, поего мнению,наиболее подходящиедруг другу, изаполнить имивесь лист. Начто похож рисунок?Придуматьназвание своейкартине.


Таблица№ 3 (приложение№ 2)

Ф.и. ребенка Названиякартин Количествоназваний
1. КирпосЮ. Лес,жаркий день 2
2. ЛожковИ. Полка,пляж 2
3. МакароваК. Бумагацветная 1
4. СережкинД. Торт,разные конфеты 2
5. ЛисичкинС. Водопад,летний день 2
6. ПастуховаИ. Разноцветныеленты 1
7. ГоевВ. Лес,жаркий день,пляж 3
8. СтародубоваО. Канавы,пасмурныйдень 2
9. КалининС. Луна,ночь, ракетав небе 3
10. ФедоровИ. Самолетв небе 1
11. МонаховД. Парк,листопад, осень 3
12. СеливановаА. Полецветов 1
13. ПетровД. Тракторв поле 1
14. КоровушкинВ. Лес,занавес, овраг,закат 4
15. ЗимаС. Разноцветныемелки 1
Всего:
29

1 человек –4 названия 7%

3 человека– по 3 названия20%

5 человек –по 2 названия33%

6 человек –по 1 названию40%


Модифицированныйтест Роршаха.


Цель:развивает удетей творческоевоображение;учит находитьсходство изображениянеясных очертанийс реальнымиобъектами,образами.

Оборудование:10 карточек спятнами различнойконфигурации.

Ход занятия.Дети должныуказать насходство чернильногопятна, с какимлибо объектом,образом. В результатепроведенногозанятия выделяютсятри типа ответову детей: однине могут найтисходства чернильногопятна с каким-либообъектом, другиеуказывают насходство содним объектом,третьи могутустановитьсходство снесколькимиобъектами.Нужно учитьдетей выделятьцелое, частьиз пятна.


Таблица№ 4 (приложение3)


Ф.и. ребенка
Количествоназваний
1. ЮляК. Фонтан,башня 2
2. ИлюшаЛ. Букет,дерево, мороженное 3
3. КристинаМ. Цветок,жук 2
4. ДимаС. Барышня 1
5. СережаЛ. Бабочка,салют 2
6. ИраП. Птица,рыба 2
7 ВладГ. Божьякоровка, жук 3
8. ОляС. Заяц,медведь 2
9. СлаваК. Филин,лягушка 2
10. ИлюшаФ. Куст 1
11. ДанилМ. Факел 1
12. АленаС. Ракета,голубь 2
13. ДимаП. Паук 1
14. ВадикК. Павлин 1
15. СашаЗ. Перо,цыпленок,корабль, самолет 4
Всего
28

Саша Зима– 4 названия.

Илюша Л. иВлад Г. – по 3названия.


Уровни развития.

Высокий Средний Низкий
20% 47% 33%

Упражнение«Волшебники»(Приложение№ 4)


Используетсядля развитиячувств на базевоображения.

Предлагалидетям две совершенноодинаковыефигуры «волшебников».Задача детейдорисоватьэти фигуры,превративодного в доброго,а другого взлого «волшебника».

Таблица№ 5

Уровни развития

Уровни Количестводетей %
Высокий 4 27%
Средний 9 60%
Низкий 2 13%

2.3. Контрольныйэксперимент.

Цель:На основе,проведенногоформирующегоэкспериментавыявить уровеньразвития творческоговоображениядетей с помощьютестов у испытуемых.

Тесткреативности.

Детям сновапредложилидорисоватьгеометрическиефигуры.

Таблица№ 6 (приложение№ 5).

Ф.и. ребенка Круг Квадрат треугольник Группа
1. КирпосЮля + + 2
2. ЛожковИлюша + 3
3. МакароваКристина + 3
4. СережкинДима + 3
5. ЛисичкинСережа + + 2
6. ПастуховаИра + 3
7. ГоевВлад + 3
8. СтародубоваОля + + 2
9. КалининСлава + + 2
10. ФедоровИлюша + 3
11. МонаховДанил + + + 1
12. СеливановаАлена + + + 1
13. ПетровДима + + 2
14. КоровушкинВадик + 3
15. ЗимаСаша + 3

Таблица№ 7.

Ф.и. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1. КирпосЮ. Утенок Книга Вазас цветами
2. ЛожковИ. Новог.игрушка Портфель Треугольник
3. МакароваК. Самовар Окно Гиря
4. СережкинД. Бабушка Скворечник Гриб
5. ЛисичкинС. Часы Сумка Зонт
6. ПастуховаИ. Петух Кастрюля Колпак
7. ГоевВ. Царевна Торт Флажок
8. СтародубоваО. Снеговик Телевизор Стрела
9. КалининС. Аквариум Картина Компас
10. ФедоровИ. Чайник Клеткас попуг. Ракета
11. МонаховД. Ежик Робот Карандаш
12. СеливановаА. Барабан Машина Пчела
13. ПетровД. Цветок Столс вазой Конфета
14. КоровушкинВ. Телефон Дом Дом
15. ЗимаС. Звезда Салфетка Буратино

Оригинальныхизображений24.

Вывод:Таким образом,проведенноедиагностическоезадание и егоанализ обнаружили,что после проведенныхразличныхупражненийобнаруженыболее высокиепоказатели,оригинальныхизображений24.

Контрольныйэксперимент



Заключение.


Необходимымусловием развитиятворческоговоображениядетей являетсявключениесубъекта вактивные формыдеятельностии, прежде всего,предметно-творческой.Изобразительнаядеятельностьможет бытьуспешно использованав развитиитворческоговоображенияу детей.

Возможнымипутями для егоразвития назанятиях рисованиямогут быть:применениехудожественно-дидактическихигр; рисованиена темы; выразительныесредства живописи.Но особеннобольшую рольиграет применениеигр на занятияхпо изобразительнойдеятельности.

Исходя изрезультатовпроведенной экспериментальнойработы видно,что наша гипотезаподтвердилась.У детей повысилсяуровень творческоговоображения.Дети оченьохотно включилисьв игровые ситуации,у них повысилсяинтерес к рисованию.

Взаимосвязьизобразительнойдеятельностис игрой создаету детей личнозначимый длякаждого ребенкамотив деятельности,а это в своюочередь обеспечиваетее эффективность.И результатдеятельностиполучаетсяболее высокий,так как ребенокне просто рисует,а передает визображенияхобразы игры,что способствуетразвитию творческоговоображения.


Литература.

1. Брунер Д.С.

Психологияпознания. Запределаминепосредственнойинформации.– М. 1977. /Представление.Воображениеу детей: 304 – 319/

2. Боровик О.В.

Развитиевоображения.Методическиерекомендации.– М.: ООО «ЦГЛ«Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л.М.

Психическиепроцессы. – Т.1– л., 1974. /Воображениеи психологическоевремя: 262 – 271. Представление/ воображение/:278 – 295.

4. ВыгодскийЛ. С.

Собраниесочинений: В6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображениеи его развитиев детском возрасте:436 – 455/.

5. ВыгодскийЛ. С.

Проблемывозрастнойпериодизациидетского развития.// Вопросы психологии.1972. № 2. с. 114 – 123.

6. ДьяченкоО. М.

Об основныхнаправленияхразвития воображенияу детей. // Вопросыпсихологии.1988. № 6. с. 52 – 59.

7. ДьяченкоО. М., КирилловаА. И.

О некоторыхособенностяхразвития воображениядетей дошкольноговозраста. // Вопросыпсихологии.1987. № 1. с. 44 – 51.

8. ИгнатьевЕ. И.

О некоторыхособенностяхизученияпредставленийи воображения.Вып. 76. М., 1956.

9. КоршуноваЛ. С.

Воображениеи его роль впознании. – М.,1979. /Трудностив определениивоображения:3 – 7. Воображениеи практическаядеятельность:8 – 30. Воображениекак отражениедействительности:31 – 85. Воображениеи научное познаниемира: 86 – 131/.

10. КирилловаГ. Д.

Начальныеформы творческоговоображенияу детей. // Дошкольноевоспитание.1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. КарандашовЮ. Н.

Развитиепредставленияу детей. Учебноепособие. – Минск,1987. /Возрастнаядинамика развитияпредставлений:74 – 87/.

12. КоршуноваЛ. С., ПружининБ. И.

Воображениеи рациональность.Опыт методологическогоанализа познавательнойфункции воображения.– М. 1989. /Психологическийподход к воображению.Перспективаи границы: 18 –39. Воображениеи игроваядеятельность:83 – 97. Чувственноеотображениеи воображение:113 – 122. Воображениеи мышление: 122– 138/.

13. Лейтес Н.С.

Ранние представленияодаренности.// Вопросы психологии.1988. № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р.Г.

Воображениекак факторповедения.Экспериментальноеисследование.– Тбилиси, 1972.

15. Немов Р. С.

Психология:Учебник длястудентоввысших педагогическихучебных заведений:В 3кн. – 4е. издание– М.: Гуманитарныйиздательскийцентр Владос,2001. – Кн. 1: Общиеосновы психологии/ Воображение:260 – 271.

16. Найссер У.

Познаниеи реальность.– М. 1981. /Воображениеи память: 141 – 165/.

17. НикифороваО. Н.

Познавательныепроцессы испособностив обучении. –М. 1990. /Представлениеи воображение:80 – 100/.

18. РубинштейнС. А.

Основы общейпсихологии.В 2 т. – Т. 1 – М., 1989./Воображение344 – 360/.

19. Розетт И.М.

Психологияфантазии.Эксперементально-теоретическоеисследованиевнутреннихзакономерностейумственнойдеятельности.– Минск, 1977. /понятиефантазии: 13 –24. Теоретическиеконцепциифантазии: 25 –78.Психологическиемеханизмыфантазии: 169 –228. Условия протеканияпроцесса фантазии:229 – 270/.

20. СубботинаЛ. Ю.

Развитиевоображениядетей. Популярноепособие дляродителей ипедагогов /Художник КуровВ. Н. – Ярославль:«Академияразвития»,1997. – 240с., ил. – /Серия:«Вместе учимся,играем»/.


25



МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОТКРЫТЫЙПЕДАГОГИЧЕАСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

им. М. А.ШОЛОХОВА.


Курсоваяработа.


Развитиетворческоговоображениядетей дошкольноговозраста.


Студентки3 кол. курса

Заочногоотделения

факультета

Дошкольноевоспитание

ГолубевойЛ. Н.

Научныйруководитель

К. П. Н. ДымноваТ. Н.


Москва 2003г.