Были и громадные недостатки ленинской школьной политики, обусловленные и конкретными условиями. Так расширение образования привело к ухудшению его качества. В ходе гражданской войны погибли, либо выехали из страны сотни тысяч интеллигентов, что прямо сказалось и на культуре, и на образовании. При Ленине началась высылка интеллигенции из страны. Жесточайшие гонения на православную церковь привели к деформации или духовной жизни и духовного воспитания. Развитие советской школы в целом можно представить так: центральной идеей строительства советской школы стала идея создания единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. К этой идее, как к основе, в стране возвращались каждый раз при всяком новом реформирования, совершенствовании школы вплоть до начала 80-х гг.
Развитие всех форм учебно-воспитательных учреждений от детских садов до университетов с первых дней установления советской власти. Политика, направленная на максимальный охват всего населения образованием, на предоставление одинаковых прав и условий для получения образования всеми детьми. Государственная забота о поддержке и развитии образования (благодаря этой заботе удалось сохранить образование даже в годы Отечественной войны). Постоянное освоение новых рубежей всеобщего образования от начальной школы в 30-е гг. до среднего к 80-м. Внимание государства и общества не только к развитию образования, но и воспитания. Сознание и совершенствование достаточно эффективной системы подготовки учителя, позволяющей готовить высококвалифицированные кадры учителей, не только профессионалов, но высоконравственных и высокообразованных людей.
Все его позволило создать достаточно стройную, эффективную, одну из лучших в мире систему образования.
Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей.
С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право государственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.
К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.
Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. — становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской революции) – построение единой общеобразовательной школы.
Как уже подчеркивалось в предыдущей главе, образование, в прямом смысле этого слова, стало складываться на Руси еще до принятия христианства. Однако только принятие христианства заложило фундамент создания развитой системы образования на Руси, и соответственно, появлению достаточно строгого и устойчивого содержания образования.
Первоначальное содержание обучения включало в себя чтение – Часослов, Псалтырь, Апостол, некоторые произведения древнерусской литературы чаще всего может быть во всех школах, «житие Бориса и Глеба»; письмо – в начале по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), затем на бересте; счет – обучение «счислению шло при помощи суставов (изгибов) пальцев с учетом возможности концом большого пальца прикоснуться при счете к каждому из 12 суглубовостальных четырех пальцев. Суставам на других пальцах приписывалось значение совокупности (дюжины)» [10, 13]; пение - «пение составляло излюбленное занятие наших предков, именно церковное, оно входило в курс нашей древней школы» [69, 16], а обучение пению осуществлялось с голоса.
В целом же и содержание и методика первоначального обучения соответствовали аналогичным образцам других государств Европы. Но были в ней и свои отличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям старославянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд исследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к ученикам.
В школах «книжного учения» учили иностранным языкам – прежде всего древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов. Далее изучались предметы тривиума: грамматика, риторика, диалектика.
Главным предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи. Основным пособием была «Книга осмочастная», «Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалось в том, чтобы обнаружить скрытый аллегорический, символический его смысл" [67, 20].
Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам и государственным деятелям. Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по трактату Георгия Хировску «О образех».
И завершалось обучение знакомством с диалектикой, или философией, которые были связаны с теологией, толкованием священного писания. Обучение шло по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».
Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений, например, "Пчела"; право – «Повесть временных лет», литературные произведения и т.д.
Основной формой обучения, как и в западноевропейской школе, были индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкования содержания учебного материала осуществлялось, тремя методами: экзегетическим, художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и «состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний» [10, 21].
Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова которому удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математической культуры Древней Руси – не уступающей культуре других народов этого времени, и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительной техники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, что благодаря использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются вершиной интеллектуального подъема на Руси XII в.» [93, 33]
В академии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при переводе книг, получали «сведения по всемирной истории, космогонии, философии, филологии, этике, географии, математике, медицине» [10, 10].
Таким образом, уже в XI веке сложилось определенное, достаточно сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой ступени школы. Важнейшей особенностью содержания образования древнерусской школы был старославянский язык обучения, близкий древнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на старославянском языке, литературно-художественная направленность всего процесса обучения, тесная связь народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от проповеди до художественных произведений). Основы содержания образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в.
В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные технологии, отчасти аналогичные европейским: буквослагательный метод обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения и свои особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском языке, учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.
Важные перемены в содержании образования стали происходить со второй половины XIV века.
В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов, Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.
Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в общении с высокообразованными людьми. Самое же важное, что произошло в этот период, — выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др., т.е. образование, его содержание в первую очередь стали служить целям воспитания человека, а не только его интеллектуальному развитию.
XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в содержании образования, которые произошли в XVIII веке.
В этот период значительно расширилось содержание образования. В широкое обращение входят такие предметы, как древнегреческий, латинский, польский языки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, история, география, математика.