Смекни!
smekni.com

Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов (стр. 15 из 19)

Сочинения по картине. Наиболее легкими для учащихся являются сочинения по картинам-пейзажам. Учащиеся дополняли впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и это делало сочинения более живыми и разнообразными. В сочинении нужно описать содержание картины, по возможности ярко и выразительно, придумать рассказ, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом можно выйти за пределы той ситуации, которая изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет). Форма сочинения во многом определяется выбором картины.

Классный литературный журнал. Подготовка к выпуску литературного журнала проводится несколько месяцев. Для этого в классе выпускаются тематические стенные газеты. Для выпуска стенгазет учащиеся объединяются по своему желанию в группы по 2-4 человека. В классе вывешиваются стенгазеты, а учитель дает их разбор и оценку. В стенгазетах могли быть заметки и рисунки, выполненные самостоятельно, сочинения, стихи и другое. Должна быть установка на то, чтобы каждый ученик принял участие в журнале, написав специально для него рассказ, сочинение, стихи на любую тему. Из сочинений, написанных в порядке учебной работы, могли быть отобраны наиболее интересные. В целях подготовки к выпуску журнала на индивидуально-групповых занятиях читаются стихи, проводятся литературные игры и упражнения, таким образом, по содержанию эти занятия в известной мере приближаются к занятиям литературных кружков. Можно связать индивидуально-групповые занятия с учебной работой: проводить консультации, обсуждать содержание некоторых сочинений.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей у школьников формируется своеобразный склад способностей.

Формирование у школьников самостоятельности при выполнении письменных работ и усвоение ими соответствующих требований (писать по собственным наблюдениям, выражать свои собственные чувства и оценки явлений, стремиться внести в описание свое, новое и т.д.), посоянное подчеркивание этих требований и поощрение всех проявлений самостоятельности являются важным условием формирования литературных способностей.

Следует особо подчеркнуть, что формирование некоторых компонентов литературных способностей оказывает исключительно большое влияние на процесс общего формирования письменной речи школьников.

Отечественными психологами О.И.Никифоровой, А.П.Семеновой, В.Е.Сыркиной проведен ряд исследований по восприятию и пониманию художественной и эмоциональной выразительности речи. Изучение индивидуально-психологических особенностей понимания и применения изобразительных средств языка представляет интерес в плане проблемы способностей.

Выделение особенностей языка в качестве основного материала для исследования сложнейшей проблемы литературных способностей представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества.

Качественное своеобразие того или иного литературного таланта проявляется в определенном литературном стиле, в частности в особенностях словоупотребления.

Понять эпитет - это значит понять смысл переноса свойства одного предмета на другой. Мыслительный акт при этом состоит из отвлечения свойств двух сравниваемых предметов и объединения их в одном образе. В метафорическом эпитете мысль, выраженная в образах, дана в свернутом виде, тогда как в метафоре она более развернута, а поэтому и более доступна.

Необходимо отметить, что уровень понимания и применения изобразительных средств в прозаических текстах у большинства школьников несколько выше, чем в стихах, независимо от того, увлекаются они стихами или прозой.

Следует различать эпитеты по преимуществу картинные и по преимуществу эмоциональные. К картинным эпитетам относятся такие, в основе которых лежит картина, образ (как зрительный, так и формирующийся при посредстве других анализаторов).Например, "мохнатая ель", "лапчатые сучья", "острый морозный воздух". К эмоциональным эпитетам относят такие, в основе которых лежит оценочный момент или известное эмоциональное отношение. Например, "скучная зелень", "веселые грузди".

Выбирая тот или иной эпитет, учащиеся обнаруживали свой вкус. Одним учащимся были ближе и понятнее картинные эпитеты (например, "кудрявые грузди"), другим - эмоциональные ("веселые грузди"), третьим- определение ("последние грузди"). Но задача выполнена на высоком уровне, если школьник выбирает эпитет, а не определение.

Выделяют шесть типов решения творческих задач в зависимости от комбинации картинного, эмоционального и рассудочного компонентов, три основных и три промежуточных: 1) картинный, 2) эмоциональный, 3) рассудочный, 4) картинно-эмоциональный, 5) картинно-рассудочный, 6) рассудочно-эмоциональный.

Картинный тип решения характеризуется ярко выраженной образностью, предметностью, опорой на конкретные предметные представления, наличием сравнения разных предметов по сходству их отдельных признаков (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Для объяснений этого типа характерны краткие свернутые суждения, повторения самого эпитета, ссылки на предметные представления (виденное, слышанное).

Эмоциональный тип решения характеризуется наличием ярко выраженной эмоциональной оценки, эмоционального отношения, состояния, хотя и не всегда достаточно ясно мотивированного.

Рассудочный тип решения характеризуется отсутствием как картинности, так и эмоциональности. В основе его лежит логическое рассуждение, как правило, свернутое. Слова, которые учащиеся выбрали и подставили в текст, представляют собой чаще всего - определения. Во многих случаях эти определения не точны, оторваны от живых наблюдений.

Картинно-эмоциональный тип решения представляет собой развернутое объяснение, включающее в себя моменты картинности и оценочные моменты или моменты , выражающие известное эмоциональное отношение.

Картинно-рассудочный тип решения характеризуется тем, что картинность в объяснении сочетается со стремлением к максимальной точности.

Эмоционально-рассудочный тип решения характеризуется наличием более или менее развернутого суждения и эмоциональной оценки.

Школьники, как правило, действуют не одинаково: одни дают преимущественно рассудочные решения, у других ярко выражена эмоциональность, третьи опираются на конкретные образы.

При применении эпитетов одни учащиеся отдают предпочтение метафорическим эпитетам, другие предпочитают неметафорические эпитеты, а третьи пользуются главным образом определениями. Способные ученики в отличие от менее способных несравненно более широко применяют метафорические эпитеты.

Язык художественного произведения должен быть и художественным и вместе с тем точным и экономным. Образные и рассудочные моменты переплетаются в процессе литературного творчества. Применение метафорических и точных эпитетов - дело стиля и дело литературного вкуса.

Психолог В.П.Ягункова разделяет школьников на четыре группы:

1-я группа - картинно-рассудочный тип (высокие показатели картинности и рассудочности при относительно низких показателях эмоциональности).

2-я группа - рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности и особенно эмоциональности).

3-я группа - картинно-эмоционально-рассудочный тип ( высокие показатели всех трех компонентов).

4-я группа - эмоционально-рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности, но при относительно более высокой эмоциональностью).

В имевшихся до сих пор исследованиях выделение типов учащихся строилось на противопоставлении эмоционально-образного и рассудочного типов письменной речи. Н.А.Лисенкова, анализируя письменную речь школьников (по материалам их разнообразных письменных работ), установила три типа письменной речи: 1) выразительной речи с двумя подтипами - а) образно-выразительной и б) эмоционально-выразительной; 2) логически связанной речи и 3) смешенный тип. По ее данным, "у испытуемых, обладающих речью выразительного типа, очень слабо представлен компонент логической связности".

Как показывает анализ решения творческих задач на понимание и применение эпитетов, словесно-логический компонент не противопоставлен наглядно-образному и эмоциональному компонентам и отнюдь не играет второстепенной роли в отношении литературной одаренности. Все дело в том, служит ли этот компонент формированию художественного образа или не служит.

Высокий показатель рассудочного компонента у школьников проявляется в том, что при выполнении творческой работы они сочетают метафорические (образно-синтетические) приемы речевого выражения с употреблением неметафорических эпитетов и точных определений. Именно высокий показатель рассудочного компонента (анализа и синтеза) при наличии хорошо фиксированных предметных представлений содействует пониманию и применению, а в ряде случаев и созданию метафорических приемов выразительности.

При решении литературных задач на понимание и применение метафор выявляются индивидуальные различия учащихся. Характеристика типов учащихся в зависимости от соотношения наглядно-образного (картинный тип решения), эмоционального (эмоциональный тип решения) и словесно-логического (рассудочный тип решения) компонентов психической деятельности, которую дали на применение и понимание эпитетов, в основном распространяется и на применение и понимание метафор.

Самые способные в литературном отношении учащиеся характеризуются (в пределах понимания и применения литературных средств языка) относительно высокими показателями наглядно-образного, словесно-логического и эмоционального компонентов психической деятельности.