Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями. М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В.И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:
1. Спроси о том, чего ты не понял.
2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?
3. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.
4. Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по вашему, не хватает. Поставьте его.
Н.С. Рождественский так же считал постановку вопросов к тексту произведения самими учащимися очень полезными видом деятельности, так как он очень оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого. [41; с.111].
Итак, в данном параграфе были рассмотрены самые основные приемы анализа художественного произведения.
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приемов анализа художественного произведения. Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.
Выводы по второй главе.
В данной главе была рассмотрена методика чтения художественного произведения в начальной школе в ее историческом развитии; описаны три основных этапа работы над художественным произведением, определенных современной методикой. При этом акцент сделан на следующем этапе работы – на этапе анализа художественного произведения: выделена система умений анализировать произведение, определен порядок работы при анализе, описан ряд приемов и творческих заданий, помогающих ученикам уяснить факты произведения, осознать позицию автора и выработать собственное отношение к читаемому. Традиционными видами творческих заданий являются словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление диафильма, киносценария, инсценирование, творческий пересказ.
Глава 3. Повышение уровней восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа.
3.1. Особенности восприятия художественного произведения учащимися вторых классов.
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками был проведен констатирующий срез во вторых классах средней школы №4 города Красноярска. Контрольный и экспериментальный классы состоят из 25 человек каждый.
Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач:
1. Выявление у учащихся вторых классов умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения.
2. Выявление у второклассников умения ставить вопросы к тексту произведения.
3. На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия художественного произведения второклассниками.
Для решения первой задачи была взята сказка В.П. Катаева ''Дудочка и кувшинчик''. Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные вопросы разные стороны читательского восприятия. Ниже приведен список вопросов, предложенных учащимся:
1. Какими словами вы можете охарактеризовать девочку? Какая она?
2. Как повела себя девочка после ухода старичка-боровичка? Почему она повела себя именно так?
3. Менялось ли ваше отношение к девочке по ходу чтения? Почему?
4. Почему Женя никому ничего не сказала про дудочку?
5. О чем хотел сказать автор в произведении?
Как было указано выше, полноценное восприятие произведения предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При этом, каждый вопрос был направлен на выявление одного их них. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.
Для оценки ответов учащихся на вопросы к сказке В.П. Катаева ''Дудочка и кувшинчик'' был выделен ряд критериев. Каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса. Ниже приводится список критериев оценки ответов на вопросы с присвоенными им баллами:
1. Умение оценивать героя 1 балл
2. Понимание причин поступков героев
- с опорой на житейское представление 1 балл
- с опорой на произведение 2 балла
3. Умение определять последствия
поступков персонажей 2 балла
4. Умение увидеть смену отношения 1 балл
5. Ссылка на произведение 2 балла
6. понимание главной мысли 3 балла
Первый вопрос выявлял насколько у учащихся развита способность оценивать героев произведения. За умение оценивать героев произведения учащийся получал 1 балл. Анализ ответов показал, что все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку героине сказки. 88% учащихся экспериментального класса и 80% учащихся контрольного класса привели по два наиболее прилагательных – характеристик, таких как ''ленивая'', ''хитрая'', ''жадная''. Полученные данные свидетельствуют о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах.
Немаловажным при восприятии художественного произведения является определять последствия поступков персонажей. Умение верно определять последствия поступков персонажей оценивалось в 2 балла. Проведенный срез показал, что 88% учащихся экспериментального класса и 84% учащихся контрольного класса обладают умением видеть указанные последствия. Они указали, что ''девочка пошла на поляну за земляникой, потому что ее ждала семья''. Способность верно определять последствия поступков персонажей произведения является показателем того, что ребенок находится на констатирующем уровне восприятия художественного произведения.
Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умение наблюдать сцену отношения. Данное умение оценивалось в 1 балл, но если учащийся обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал 2 балла. Результаты среза показали, что20% учащихся экспериментального класса и 8% учащихся контрольного класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героини не менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Однако второклассники пытаются размышлять, обосновывать свои ответы, например, учащиеся указали, что ''их отношение к героини менялось: сначала оно было плохое, потому что девочка капризничала, потом стала послушная и набрала целый кувшинчик''.
Четвертый вопрос был направлен на выявление умения определять мотивы поступков героев. Если при определении мотивов поступков героев учащиеся основывались на житейских представлениях о причинах того или иного поступка, то они получали 1 балл. Если же определение мотивов происходило на основе художественного произведения, то учащиеся получали 2 балла. В результате обработки полученных ответов было установлено, что 16% учащихся экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса не умеют размышлять над мотивами. 68% учащихся экспериментального класса и 76% учащихся контрольного класса определяют мотивы поведения персонажей, ориентируясь не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Они указали, что Женя никому ничего не сказала про дудочку, потому что ''ей бы не поверили'', ''другой мог опять попросить дудочку'', ''мама и папа всем бы рассказали''. Такое представление о причинах поступков героев характерно для учащихся, находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Лишь 16% учащихся экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса указали, что Женя повела себя именно так, потому что ''ей было стыдно рассказать, как она невежливо обошлась с дедушкой''.
Пятый вопрос носил обобщающий характер. Он предполагал обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Понимание главной мысли произведения оценивалось в 3 балла. Обработка ответов учащихся показала, что обобщение 76% учащихся экспериментального класса и 80% учащихся контрольного класса подменялось передачей содержания произведения. Учащиеся указывали, что в произведении автор хотел сказать о том, ''как девочка собирала ягоду''. 12% экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса не смогли ответить на поставленный вопрос. Полученные результаты свидетельствуют о том, что второклассникам ещё трудно обобщать содержание прочитанного, но попытки уже делаются. Наличие таких попыток является показателем того, что учащиеся поднялись в своем развитии с фрагментарного на констатирующий уровень восприятия художественного произведения. Обобщение 12% учащихся экспериментального класса и 8% учащихся контрольного класса не выходило за рамки конкретной ситуации. Данные учащиеся отметили, что автор в своем произведении хотел сказать о том, что ''Жене лучше надо было самой набрать ягод и не просить дудочку''. Обобщение, не выходящее за рамки конкретной ситуации, является характерной чертой уровня ''героя''.