Смекни!
smekni.com

Смысл воспитания (стр. 2 из 2)

Казалось бы, такая схема должна позволить получить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. При постепенном повышении уровня развития самого человека происходит переход от простых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели и преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается первоначальный смысл воспитания.

Далее сделана попытка осмысления с этой точки зрения собственного обучения в стенах МГТУ[3].

На младших курсах царит педагогическая парадигма в чистом виде. Не получив запланированного объема знаний, практически невозможно пройти жесткий контроль как в течение семестра, так и на сессии. Казалось бы, что знания, добытые (а точнее забитые) с такой силой, должна сохраняться надолго, если не навсегда. В этом же и состоит смысл обучения в вузе. А на самом деле вчерашних абитуриентов можно легко разделить на несколько неравных групп. Первых привела в институт жажда знаний (такое тоже бывает). Выражаясь научным языком, имеется в виду стремление личности к самоактуализации. Другие поступили потому что надо куда-то поступить, кто-то мог просто таким образом уходить от призыва в армию и так далее. Для них смысл пребывания в институте не равен смыслу воспитания, так как таковое воспитание (в данном контексте образование) для них несущественно. Но традиционный подход, заставляя силой учиться тех, кто этого и не хочет, одновременно гасит стремление учиться для тех, кому это надо. Пример из жизни. В МВТУ я пришел со знанием FORTRAN. Его нам читали на первом курсе. За это время я изучил Pascal (его читали на втором курсе, когда мне это уже было поздно). Соответственно за второй курс был изучен Си, который читали на третьем курсе. При этом требование обязательного посещения занятий вроде как никто не отменял.

На старших курсах был замечен достаточно неутешительный для преподавателей высшей школы парадокс. На все подряд лекции уже никто не ходит – пора уже и работать начинать как-то, кроме того за первые три курса этим можно наесться до отвала. Приходится выбирать. Преподавателей условно можно разделить на две категории – те, которые в основном пользуются силовыми методами, для того, чтобы обеспечить посещаемость своих лекций (типичный прием – зачет только при N% посещении лекций), и те, кто так не делает, а старается заинтересовать студентов своим предметом.

На кого же в основном ходят на самом деле? Ответ печален – на преподавателей из первой группы. При этом качество знаний по их предметам – додержать до экзамена. Преподаватели второй группы, как правило, рекомендуют качественную литературу по своим предметам, так что экзамен или зачет проставляется действительно по знаниям, а не исходя из формального посещения. В чем же тогда можно найти смысл такого образования? Можно сказать, что это школа жизни, можно сказать, что «так закалялась сталь», но первичный смысл воспитания в высшей школе как получения образования тут сводится к диплому.

Гуманизация воспитания

Если вернуться к воспитанию детей, то можно говорить много и долго, потому что, сколько людей, столько и мнений. Дальнейшее изложение основано на [4], [5], [6]. Исходя из этих источников, применение педагогической парадигмы в воспитании детей неприемлемо и может привести к различным психическим нарушениям в развитии ребенка. Основная проблема состоит в том, что если преподавательские кадры, по крайней мере, проходят специальную подготовку, то, если можно так выразиться, родительские кадры никакой обязательной подготовки не проходят. А родителей гораздо больше, чем преподавателей…

Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к

другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

Литература

[1]. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.

[2]. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

[3]. Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.

[4]. Леви В. /Нестандартный ребенок – С. Петербург, изд. «Питер», 1993.

[5]. Леви В. /Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. «Питер», 1993.

[6]. Иванов С.И./Где ваш дом, дети?..-Л.: Лениздат, 1990.-271 c.


[1] Тут возникает интересный казуистический вопрос – является ли личностью Робинзон Крузо? С формальной точки зрения получается, что Робинзон перестал быть личностью, как только попал на необитаемый остров (отсутствие общества) и вновь стал ею, встретив Пятницу. Видимо, следует уточнить, что социально значимые особенности индивида являются его свойствами, не исчезающими (по крайней мере сразу) при исчезновении общества. Наоборот, сила личности Робинзона как раз и проявилась в сохранении общества внутри себя (иначе бы он просто одичал).

[2] Под воспитуемым понимается субъект, подвергающийся процессу воспитания, в отличие от воспитанника, воспитание которого уже состоялось.

[3] Имеется в виду период 1988-1994 г.г.