Смекни!
smekni.com

Структура уверенности и когнитивные стили (стр. 3 из 6)

В п. 1.4. рассматривается когнитивно-стилевая организация личности.

Рассмотренные в пп. 1.1. – 1.3. исследования, как правило, были направлены на выявление взаимосвязей между уверенностью, с одной стороны, и личностными чертами либо показателями успешности выполнения того или иного вида деятельности – с другой. Автором же исследования ставилась задача не только и не столько проанализировать взаимосвязи уверенности с показателями сенсорной и когнитивной деятельности, но и, главное, выявить источники, природу этого явления, рассмотреть его как структурное образование. В качестве индивидуально-психологических коррелят уверенности исследовались когнитивные стили человека . Именно этот класс характеризует индивидуальную специфику познавательной сферы человека.

Из всего многообразия определений и концепций стилей (Кляйн, Хольцман, Келли, Харвей, Хант, Шредер, Мерлин, Холодная, Скотникова, Либин, Толочек, и мн. др.) было выбрано следующее. В современном понимании: « Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, оценивании происходящего. Понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы» (Холодная, 2002, с. 32).

Изначально взаимосвязь когнитивных стилей и уверенности рассматривалась на базовом уровне когнитивной сферы – сенсорно-перцептивном (Скотникова, 2002, 2005).

Психологические механизмы когнитивно-стилевой организации личности

Теоретический анализ когнитивных стилей выявил следующее. Отмечается обусловленность когнитивных стилей: ментальными репрезентациями (как организуется ментальный образ ситуации) (Джилл, Сванн, Силвера,1998; Холодная, 2002); особенностью организации ментального опыта, благодаря которому человек способен строить более или менее объективированные ментальные репрезентации (сформированность механизмов непроизвольного интеллектуального контроля: Абрамсон , Сакейм, 1977; Бандура, 1977; Холодная, 2002; Аргайл 1990; Высоцкий, 2002).

Непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, а также метакогнитивная осведомленность и открытая познавательная позиция являются ментальными структурами, составляющими метакогнитивный опыт, предопределяющими индивидуальное своеобразие склада ума в виде индивидуальных познавательных стилей (Холодная, 2001).

Д. Уорделл и Дж. Ройс (1978) на основе многомерной классификации когнитивных стилей теоретически выделили три «общих» стиля: рациональный, эмпирический и метафорический. В итоге ими была предложена модель интегрированной индивидуальности, в рамках которой когнитивные стили рассматриваются как посредники, объединяющие когнитивные и эмоциональные компоненты опыта.

Психологические характеристики когнитивных стилей . Суть стиля «Диапазон субъективной эквивалентности» – в способности видеть сходство или различия между объектами. Основной (традиционный) показатель методики Гарднера «Свободная сортировка объектов» - количество выделенных групп; дополнительные (Холодная) - коэффициент категоризации и количество групп, состоящих из одного объекта. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности – категоризаторы (создают мало групп и используют строгие высокообобщенные критерии сортировки в сочетании с низкой вариативностью объемов выделенных групп) и глобалисты (создают очень мало групп и склонны выделять группы на основе формальных либо несущественных признаков в сочетании с высокой вариативностью объемов выделенных групп). Представители полюса узкого диапазона субъективной эквивалентности – дифференциаторы (создают много групп и склонны использовать мелкомасштабные и в то же время строгие категориальные критерии при минимальном наличии либо отсутствии единичных групп) и детализаторы (создают много групп с тенденцией объединять объекты на основе ситуативных или субъективно-значимых критериев и выделять большое количество единичных объектов).

Психологические характеристики когнитивного стиля «Поле(не)зависимость». Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счет опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры получила название поленезависимости (ПНЗ), а тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении частей целого – полезависимости (ПЗ). Быстрое обнаружение простой фигуры в сложной характеризует поленезависимый стиль, медленное – полезависимый. В свою очередь, на основе коэффициента обучаемости (дополнительного показателя, вычисляемого как разность времени выполнения первой и второй половин теста, деленная на время выполнения первой его половины: Холодная, 1999) полюс полезависимости «расщепляется» на две подгруппы: фиксированные и мобильные поленезависимые (с низким и высоким коэффициентом обучаемости, соответственно). На полюсе поленезависимости - фиксированные и мобильные поленезависимые (с низким и высоким коэффициентом обучаемости соответственно).

Когнитивный стиль «Импульсивность-Рефлективность» представляет собой склонность принимать решения быстро либо медленно и проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Основной показатель стиля – время первого ответа независимо от того, правильный или неправильный ответ дал испытуемый. Второй показатель – общее количество допущенных ошибок. По обоим показателям выборка делится на собственно рефлективных (медленных/точных) и импульсивных испытуемых (быстрых неточных), а также на две особые категории, получивших название «быстрых/точных» и «медленных/неточных».

Когнитивный стиль «Ригидность-Гибкость познавательного контроля» характеризует степень субъективной трудности при смене способов деятельности. Основной показатель теста Струпа «Словесно-цифровая интерференция» – разность времени выполнения третьей карты теста «цветные слова» и второй карты «цвет» - ригидность (узость, жесткость) познавательного контроля. Дополнительный показатель теста Струпа – соотношение времени выполнения задания по второй карте «цвет» и первой карте «слова» (Броверман, 1960; Холодная 1999). Высокие значения этого показателя свидетельствуют о преобладании словесного способа переработки информации, низкие – сенсорно-перцептивного. Соответственно, полюс ригидного контроля «расщепляется» на две подгруппы: собственно ригидные и интегрированные. На полюсе гибкого контроля - собственно гибкие и неинтегрированные.

В п.1.5. даются основные выводы I -ой главы .

А) Психологический конструкт «уверенность» является неоднородным. Он рассматривается в двух основных аспектах:

1. Уверенность в правильности решения задач разных когнитивных уровней:

а) на материале решения психофизической задачи базового уровня когнитивной сферы – сенсорного; б) на материале более высокого уровня - уровня знаний: выполнение когнитивной задачи, предполагающей выбор правильного ответа из ряда альтернатив – оценка общей осведомленности.

2. Уверенность в себе как личностная характеристика.

Б) Рассмотрена когнитивно-стилевая организация личности, включающая психологическую характеристику 4-х когнитивных стилей.

В) Анализ уверенности в себе и когнитивных стилей на теоретическом уровне выявил обусловленность обоих понятий ментальными репрезентациями, чувством контроля и саморегуляцией.

Во второй главе «Подходы и методики исследования» рассматриваются подходы к исследованию, а также и методики диагностики уверенности и когнитивных стилей. Дано системное объединение различных психологических методов и подходов в исследовании уверенности (когнитивного, психофизического, дифференциально-психологического, реализма уверенности). Описана методика диагностики уверенности в решении сенсорной задачи. В исследовании использовалась автоматизированная методика, предназначенная для экспериментального исследования зрительного различения временных интервалов человеком, а также его уверенности в правильности выносимых им решений (Скотникова, Садов). Проведена серия психофизических экспериментов по различению последовательно предъявляемых зрительных временных интервалов по методу «Равны – различны» с двухкатегорийной оценкой уверенности испытуемых в правильности своего ответа («Уверен – сомневаюсь»). Приведено описание методики диагностики уверенности в знаниях. Для оценки составляющей когнитивной уверенности: уверенности в знаниях - было проведено тестирование испытуемых по опроснику на общую осведомленность (субтест «Осведомленность» - Универсальный интеллектуальный тест: Н.А. Батурин, Н.А. Курганский, 1995). Автором дополнительно была введена двухкатегорийная шкала для оценки испытуемыми своей уверенности в каждом вопросе: «Уверен – сомневаюсь». Адекватность оценок своей уверенности вычислялась как разность между показателями уверенности и правильности решения когнитивных задач.

Описаны методики диагностики уверенности в себе. В работе использовались опросники уверенности в себе В.Г. Ромека, В.Б. Высоцкого, шкала «Принятие себя» из опросника К. Роджерса и Р. Даймонда «Методика диагностики социально-психологической адаптации».

В п. 2.5. дано описание когнитивно-стилевых методик, используемых в экспериментальном исследовании. С тиль «Диапазон субъективной эквивалентности» диагностировался с помощью модификации методики Гарднера (1959) «Тест свободной сортировки объектов», предложенной В. Колгой (1976), стиль «Поле(не)зависимость» - по методике Г. Уиткина (1974) «Включенные фигуры», стиль «Импульсивность-Рефлективность» - по методике Дж. Кагана (1966) «Сравнение похожих рисунков» и опросника Азарова (1983), стиль «Ригидность-Гибкость - по методике Струпа (1935) «Словесно – цветовая интерференция» и опросникам Бренгельмана и Айзенка-Белоуса.