Смекни!
smekni.com

Дидактическая игра на этапе освоения знаний (стр. 3 из 9)

Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

1) Труд, работа;

2) День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

3) Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, учитель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся играя”, “Занимательный материал(скороговорки, загадки, пословицы и так далее)”, “Словарь(крылатые слова и выражения, происхождение слов)”.

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г),найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланелографе или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги. Для лучшего запоминания буквы полезно дать каждому ребенку карточку с наклейной буквой, вырезанной из наждачной бумаги (черной - обозначающей гласный звук, серый - согласный). Дети водят по ней пальчиком в направлении письма. Этот метод предложенный М. Монтессори, применялся уже много десятков лет тому назад. Перед работой в “Прописи”, разобрав все элементы изучаемой буквы дети пишут ее “в полный рост” на листе бумаги, потом складывают лист пополам пишут на половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер ее не приблизиться к требуемому. Это дает возможность учителю увидеть все недочеты и ошибки в написании особо трудных букв.

“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?”-на выделение и определение звука, “Кто больше?”-на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Игры со словами, которые очень важны для малышей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, мало разработаны и зачастую просто игнорируются начальной школой. Они должны стать ,на мой взгляд, частью предметного обучения, помогая воспитывать у ребенка его природное звуковое чутье, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в пятых - шестых классах. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.

Дети первые полгода в первом классе выполняют механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могут прочитать написанное, не говоря уже о том, что диктанты им просто не под силу. Введение же многими учителями тетрадей для печатания приводит к настоящей путанице печатных и письменных букв. Наверное, писать нужно письменными буквами, а образ печатной буквы должен быть у ребенка только в голове.

Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается не усвоенным.

Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

В чем же причина ? Почему дети так безграмотны?

Одна из причин просматривается особенно хорошо. Ребенка не научили видеть опасность. Отправляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая, что бы он выжил в этой стихии, надежда по прежнему на авось. Почему не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки ? Ведь дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Почему бы не проводить устной или наглядной этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слова, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку(т.е. письмо).

Стихотворная форма словарного материала(веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом уроке дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят первоклассники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - ВинниПух,Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнаяйка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией(хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

1.4 Игра в эстетическом воспитании младших школьников.

Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младших школьников, в формировании его художественного вкуса, читательской самостоятельности, в развитии литературно - творческих способностей. Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, учитель стремиться сделать процесс общения с литературой более содержательным, обогатить ребенка знаниями закономерностей окружающего мира, открыть закон красоты художественного слова.

Поэтому проблема полноценного восприятия художественного произведения как искусства слова может решаться только в процессе эстетического освоения младшим школьником явлений литературы. Чтение, становясь ведущей речевой деятельностью младшего школьника, создает условия для формирования его читательской самостоятельности, развивает художественный вкус.

Учитель, организуя процесс работы на книгой, реализуя цели эстетического воспитания, учитывает и ориентацию младшего школьника на игровую деятельность. По словам талантливого педагога, специалисты в области игр С.А. Шмакова, “Нужна иная школа детства, не школа принуждения, а школа воодушевления, школа, действующая на чувственном опыте детей, на волшебной магии игры”.

Игра, игровая деятельность младшего школьника создает особое эмоциональное поле в котором ребенок естественно без принуждения и назидания, по доброй воле стремиться к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира.

Широки дидактические возможности в эстетическом воспитании младшего школьника. Это подтолкнуло к созданию игр, способствующих эстетической направленности личности младшего школьника, выявления фактического уровня обученности по детской литературе. Детская литература как искусство слова становится тем эстетическим, художественно эмоциональным полем, которое обеспечивает развитие и совершенствование личности, ее духовные потребности.

ГЛАВА II.

Практическое применение дидактических игр.

Рассмотрим практическое применение дидактических игр на примере обучения детей счету в детском саду:

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, не­обходимо наполнить “старые”, бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заключается в ином подходе к ознакомлению.

Можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руко­водства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о чис­ле, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.