На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель — активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль.
Рассмотрим эти этапы и организующую роль воспитателя в целях вовлечения всех детей в сюжетно-дидактические игры.
Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть ее непосредственным участником и через роль включать в нее счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха. А успех ребенка укрепляет его веру в свои силы, дает толчок к развитию интереса к обучению. Покажем это на примере игры “Зоопарк”, в которой дети старшей группы использовали количественный и порядковый счет.
Саша выполняет роль проводника, который отлавливает животных для зоопарка. Мальчик получает от директора зоопарка (эту роль выполняет воспитатель) путевку, на которой нарисовано 8 палочек. Это означает, что для зоопарка он должен отловить 8 обезьян. Саша подъезжает к заповеднику и некоторое время с интересом рассматривает обезьян, которые качаются на пальмах, тигров, львов, зебр и других животных. Затем отсчитывает 8 обезьян, запасается Кормом и отправляется в обратный рейс. Едет осторожно. Несколько раз останавливается, чтобы покормить обезьян. Подъезжает к зоопарку, подает сигнал. Его встречает директор. Директор. Сколько и каких животных вы привезли, товарищ .проводник? Проводник. Мне надо было отловить 8 обезьян. Я столько и привез. Видите, что на путевке написано? (Показывает путевку.)
Директор. Вы уверены, что у вас 8 обезьян ? Может меньше ? Проводник. Нет, не меньше. Я считал. Вот, проверьте. Здесь 8 обезьян.
Директор. Вы правильно считали и поэтому привезли для зоопарка столько обезьян, сколько нужно. А сейчас обезьян можно поместить в свободную клетку. Путешествие у вас было длительным, и обезьяны, наверное, устали. Поместите их в седьмую клетку.
Саша (заходит на территорию зоопарка и начинает шепотом считать клетки). Первая, вторая, третья... седьмая. (Счет сопровождается указательным жестом.) Вот седьмая клетка Идите-ка сюда, мои обезьянки. (Осторожно помещает обезьян в клетку.)
Директор. Товарищ проводник, в которую клетку вы поместили обезьян? Проводник. В седьмую.
Директор. Как вы узнали, что это седьмая клетка?
Проводник. Я посчитал клетки по порядку: первая, вторая... седьмая. Нашел седьмую и занял ее.
Директор. Вы—хороший проводник. Теперь обезьян нужно покормить. Скажите рабочим, сколько обезьян и в которой по счету клетке они находятся. Пусть их накормят.
Проводник Саша идет к рабочему Коле, передает ему указания директора и вместе с рабочим несет обезьянам еду. Тут же рассказывает ему о том, как он путешествовал и как ловили в заповеднике обезьян.
Приняв роль взрослого, ребенок в игре отображает его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых людей. Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций (не только со счетно-измерительными действиями) и установления четкой взаимозависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.
В играх существуют самые разнообразные роли; деятельность одновременно играющих детей может носить различный характер (одни — почтальоны, другие — сортировщики, третьи — адресаты и т.д.), но выполнение большинства ролей предполагает обязательное использование математических действий. Например, в игре “Почта” выделяются роли начальника почты, сортировщиков, почтальонов, доставщиков телеграмм, шоферов и других работников почты, каждый из которых выполняет свою работу. Шоферы доставляют корреспонденцию, работники почты разбирают ее, штемпелюют. Сортировщики раскладывают корреспонденцию (газеты, журналы, письма) таким образом, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных видов корреспонденции. Почтальоны разносят ее по адресам, предварительно определив количество газет, журналов, писем.
Включение счета и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникнет необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли. Например, дети играют в “Молочную ферму” (подготовительная к школе группа). Доярки, надев нарукавники и фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров и т. д. Надоенное молоко нужно доставить на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его необходимо разлить во фляги. Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и, наоборот), убеждаясь в том, что мерки могут быть разными. Но необходимое условие — это одинаковость и полнота мерки в каждом отдельном случае отмеривания.
На первом этапе игры может оказаться, что некоторые ее участники, выполняя роли, связанные со счетом и измерением, действуют привычным для них способом, т. е. без счета или измерения. Например, покупая товар, они не указывают его количество (игра в “Магазин”), расставляют кроватки, не определив, сколько кукол (игра в “Детский сад”), шьют платья, не сняв мерки (игра в “Ателье”), и т. д. Действуя по роли дальше, эти дети сталкиваются с неожиданной для них ситуацией: одному из членов команды теплохода не хватает еды; куклу некуда положить спать; платье получается не по размеру и т. п. Как следует поступить воспитателю в таком случае? Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнеров по игре дети находят эту причину (пересчитывают или измеряют объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счета и измерения.
При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очередность. Обычно выбор сначала падает на самых подготовленных сверстников, тех, кто наиболее активен в беседах и в организации игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счета и измерения, подключились все дети, даже малоактивные.
Как это сделать? Какие методы и приемы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений? Прежде всего — хорошо известные ему приемы руководства игрой. Остановимся на приемах, которые оказываются наиболее эффективными на первом этапе развития сюжетно-дидактической игры.
Женя — тихий, спокойный мальчик, редко вступает в контакт с другими ребятами, кроме Коли. Предпочитает играть индивидуально. Любимая игрушка — машина. Особого интереса к занятиям по математике не проявляет, пассивен. Чтобы вовлечь его в общую игру “Магазин” и заинтересовать действиями счета, заведующий магазином (воспитатель) обращается к нему с просьбой подготовить машины к рейсу, отремонтировать некоторые из них. Мальчик с удовольствием занялся любимой работой: чистит машины, проверяет колеса, мотор и т. д. Похвалив механика за хорошую работу, заведующий магазином спрашивает
его: “Сколько всего машин в гараже? Сколько машин отремонтировано? Сколько машин можно отправить в рейс?” Эти вопросы ставят ребенка перед необходимостью не только сосчитать игрушки, но и выразить словом результат счета. Прежде чем ответить, он. дважды пересчитывает машины, а затем выделяет 3 машины для шоферов.
На другой день заведующий магазином приглашает Женю поработать шофером и просит привезти продукты, обозначенные в путевке. Теперь мальчик пересчитывает условные знаки (кружки, палочки) на путевке, различные предметы (конфеты, овощи, фрукты и др.) на складе, привозит их в магазин и сдает директору соответственно путевке.
Так воспитатель, действуя через роль, намеренно обеспечивает мальчику успех, предлагая для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. В следующий раз он в коллективе играющих подчеркивает важные функции, которые Женя выполнял в общей игре. Это способствует появлению уверенности, он становится смелее и активнее. Сверстники все чаще начинают приглашать мальчика в игру, и тот охотно в нее включается. Сначала он выполняет роль шофера или рабочего магазина и лишь позже, с приобретением опыта, помощника продавца, а затем продавца.