Смекни!
smekni.com

Семейное воспитание (стр. 3 из 10)

Всякая работа, соответствующая силам и пониманию, или степени развития ребенка, непременно доставит ему удовольствие, которое еще увеличивается, если он начинает работу по собственному побуждению и достига­ет желанного результата. Удовольствие, испытываемое им при этом, так велико, что оно побуждает его к дальней­шей деятельности и является нормальным моментом воз­буждения, к которому не следует поэтому прибавлять ни­каких новых раздражителей в виде похвалы, отличия или награждения. Известно, что ребенок при ознакомлении с окружающим его миром и при отыскании себе занятий постоянно повторяет или имитирует взрослых, и чем больше он привязан к последним, и чем лучше они к нему относятся, тем более он следует их обычаям, привычкам и деятельности. При этом из подражания ребенок легко может взяться за непосильное дело, которое непременно должно неблагоприятно отозваться на его здоровье и причинить ему страдание. Наблюдения, однако же, пока­зывают, что, чем больше ребенок привык останавливать­ся и рассуждать над встречающимися явлениями, тем менее он имитирует, и наоборот. Следовательно, привыч­ка рассуждать является опять же лучшим уравнителем его деятельности и вернее всего содействует появлению самостоятельности в его действиях. Обсуждение как ак­тивная умственная деятельность способствует, кроме то­го, более гармоническому развитию ребенка, так как ум­ственная деятельность всегда будет вызывать проверку обсуждаемого и находиться в связи с физической его деятельностью. Кроме того, ребенок, привыкший рассуждать над своими действиями и очень чутко относящийся ко всякому получаемому им впечатлению, всегда примет во внимание всякое обращенное к нему слово и объяснение, так что взрослому стоит только выяснить ему несоответствие между его силами и предпринимаемой им работою, и он изменит свое намерение и выберет себе более подходящее своим силам занятие. Необходимо только не ограничивать­ся запрещением, а объяснять все, требуемое от ребенка...

Все нужное для ребенка, что может быть исполнено им самим и исполнение чего соответствует его уменью, должно быть предоставлено его самодеятельности; такая мелкая работа, по возможности точно исполненная, доставляет обыкновенно ему удовольствие, всего лучше подготовляет к более сложной деятельности и придает ему известную уверенность в своих силах. Чем более он делает себе сам все необходимое, чем раньше являются у него известные обязательства, даже ответственность в действиях, тем внимательнее он будет относиться к своим занятиям и тем точнее он будет их исполнять. При всем этом он должен действовать, по возможности, не по частным указаниям для каждого отдельного случая, но непременно по собственной инициативе или только по кратко и просто выясненным ему общим положениям. Никогда и ни в каком случае не следует ребенку показы­вать приемы какой-либо работы, все он должен делать по слову и выяснению. В последнем случае необходимо толь­ко начинать свои выяснения с приема, ему уже известно­го, и затем с последним логически связать неизвестное. Показанный прием перенимается ребенком и может быть повторен им совершенно механически; он мало сосредо­точивает на нем внимание и поэтому недостаточно созна­тельно его воспринимает. Между тем как, прислушиваясь к выяснению этого приема, он должен представить себе сначала все по полученным звуковым впечатлениям, а за­тем уже действовать соответственно этому сознательному умственному акту, видоизменяя при этом знакомый ему прием, смотря по полученным им новым представлениям. При этом деятельность его гораздо более разъединяется по времени; на ней сосредоточивается большое внима­ние, и происходит более сознательное направление его действий. Все это будут самые главные условия для того, чтобы лучше управлять своими ощущениями и чувствами и чтобы приучиться к волевым проявлениям.

Обыкновенно слишком опасаются всяких препятствий, которые ребенок может встретить при своей деятельно­сти, и поэтому стараются устранить их и облегчить ему работу. Этим, напротив, совершенно уничтожают то, чего желали достигнуть данной работой, а именно: уменье преодолевать препятствия...

При первоначальном воспитании всего нагляднее мож­но видеть все значение высоко образованной матери. В самом деле, что может быть выше и ценнее умной мате­ри; можно сказать, что уровень развития общества находится всегда в прямой связи и прямой пропорциональ­ности с уровнем развития женщины. Чем выше образова­ние женщины, тем серьезнее может быть направлено се­мейное воспитание ребенка, имеющее, без сомнения, самое серьезное значение для всей жизни человека. Естествен­ною руководительницей ребенка является прежде всего мать. Разумность и высокое образование женщины всего сильнее будет влиять на развитие и образование нравст­венного характера ребенка. Только такая женщина, никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать умственному его развитию и установлению его нравственного характе­ра. Она не будет ограничиваться внешностью, а вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет поддержать активную деятельность ребенка, а также будет содейство­вать усвоению им понятия о правде. Она не будет поддер­живать его чувственных проявлений, а будет непременно содействовать развитию сознательной его деятельности...

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

...Главные условия, необходимые для нормального разви­тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении...

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ­ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произво­ла в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соеди­нять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состо­янии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблю­даемых им явлений и творчески предсказывать и прояв­ляться, в чем именно и выражается человеческая муд­рость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия челове­ка, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увели­чивать производительность лица и доводить ее до худо­жественного изящества. Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в кото­ром он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требу­ет непременно идеализации того, к чему она относится...

Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семей­ной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впослед­ствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкно­венно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечае­мое, приводя, по возможности, в причинную связь пос­тавленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые. так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуж­дать усваивается также только постепенно. Без рассуж­дения невозможно отвлеченное мышление, а без отвле­ченного мышления невозможны волевые отправления че­ловека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. ...Необходимо при­учить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в сво­их действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основа­ние своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соот­ветственные же действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить воп­рос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не вы­годна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произно­шение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обык­новенно пустая болтовня взрослых и неумение обращать­ся и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ре­бенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произ­вольно, как придется, никогда не выясняя основания сво­их действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.