Смекни!
smekni.com

Семейное воспитание (стр. 4 из 10)

...Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное тре­бование при семейном его воспитании. Необходимо пом­нить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной дея­тельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально исклю­чительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка сла­гаются представления, разъединением и сравнением ко­торых он уже вырабатывает себе критерий для своих дей­ствий. Если ребенок подмечает, что никакой последова­тельности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову...

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последователь­ным во всех своих действиях, за которыми ребенок посто­янно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдиво­сти среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и ко­торый к нему проще всего относится. Стоит только от­талкивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последователь­ность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при­вычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребе­нок – их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за моло­дым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного до­пустить нельзя, раз только родители обязаны содейство­вать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему по­томству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ре­бенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его непри­косновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое от­ношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям ста­новится, несомненно, более внимательным, но наиболь­ший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касал­ся его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энер­гию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следо­вательно, очень наблюдателен, а при такой наблю­дательности он легко набирает жизненный опыт...

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ни­чего не делать для своего личного удобства и удоволь­ствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня по­явления его на свет, как к человеку, с полным призна­нием его личности и неприкосновенности этой личности.

...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее его и повторять то, что соответствует его силам и уменью, привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблю­дением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не сбивал его в усвоении критерия правды, – только тогда при наступлении периода возмужалости он яв­ляется более подготовленным, так что в состоянии спра­виться с тем новым возбудителем, который у него явля­ется. Он сам отыскивает себе какое-либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому чело­веку и подвергать его насильственным действиям и отнимать у него то, что ему лично в это время почему-либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не пре­пятствовать ему заниматься этим делом и дать ему воз­можность развернуть свои силы соответственно его спо­собностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать, заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищать­ся его произведениями и не придавать им несоответствен­ного значения. Если же он заинтересуется каким-либо от­делом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне с собиранием ста­рых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но, напротив, поддержать его в этом по силе возможности...

ВСЕСТОРОННЕЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

...Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с само­го раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой мате­ри. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каж­дый человек, если только он этого действительно захо­чет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счаст­ливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребе­нок воспитывался неправильно, если вы что-то прозева­ли, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запу­стили ребенка – тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпе­ния, а не у каждого родителя все это найдется. Возь­мем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но того никто не хо­чет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще бо­лее сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, пере­делки – это работа не только более трудная, но н горест­ная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, ча­сто портит родительский характер.

Родители всегда должны помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не приш­лось переделывать, чтобы с самого начала все было сде­лано правильно.

Семья перестала быть отцовской семьей. Уже давно жен­щина пользуется такими же правами, как и мужчины, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представля­ет собой коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами.