Смекни!
smekni.com

Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции (стр. 54 из 83)

11. Геометрический метод. Принадлежность к интегративным методам обуславливается тем, что он выступает в качестве обощенного инструментально-методологического средства для математических, естественнонаучных и философских дисциплин. Позаимствованный из геометрии, он с успехом был использован в философии (Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза). Последний использовал данный метод для построения своего трактата "Этика". Элементы геометрического метода использовались в работах Я.А.Коменского, в частности в "Великой дидактике". В современных педагогических исследованиях и геометрический метод в той или иной степени проявлется в попытках схематизации научных описаний, придание им более или менее жестких форм, логической последовательности, "выводности", в попытках формализации педагогического знания. Однако, следует напомнить о необходимости осторожного отношения исследователей к формализации в педагогике. Например,Б.С.Гершунский пишет, "что о формализации дидактических теорий пока не приходится говорить" (94. С.152). Сдержаны на этот счет высказывания М.А.Алексеева и В.И.Загвязинского, считающие одним из условий формализации в педагогике проведение очень большой содержательной работы "по уточнению основных ее понятий" (317.С.18). Наряду с этим укажем на современные попытки символизации педагогического знания, создания собственного формализованного языка педагогики (372).

12. Логико-теоретические методы. При их характеристике мы главным образом будем опираться на выводы Г.В.Воробьева ( С.74), примеры применения этих методов будут приводится из нашей монографии "Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования".

12.1. Метод построения новых научных представлений (понятий, категорий, теорий и т.д.), синтезированных на совокупности элементов знания различной природы. В ходе нашего исследования было сформулировано " новое научное представление" о профессионально-педагогическом знании как результат интеграции педагогического и технического знания.

12.2. Метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, лежащих в основе процессов различной природы. Данный метод использовался нами при выделении характеристик, общих для педагогического и технического знания, также объективных оснований, находящихся за рамками этих знаний, но обуславливающих их интеграцию. В настоящем диссертационном исследовании нами выделяются эвристико-методологические основания педагогической интеграции.

12.3. Метод восхождения от конкретного (эмпирического) к абстрактному и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В первом случае речь идет о движении мысли от "клеточки" исследуемого объекта к первичным обобщениям. В монографии нашей такой "клеточкой" стало отношение между педагогическими и техническими знаниями в профессиональной педагогике. Во втором случае мы имеем дело с построением на базе этой "клеточки" теоретических положений, следствий. Например, здесь можем говорить о разработке теоретических подходов основ интеграции педагогического и технического знания.

13. Генетический метод "открывает счет" методамисторико-генетических исследований интеграционных процессов вустановлении начальных условий, ведущих этапов и тенденций(линий) развития педагогической интеграции.

14. Культурно-исторический метод предусматривает учетисходных положений культурно-исторической теории Л.С.Выгодского:деятельность и сознание человека социальны по своему генезису,внутренне связаны с общением людей и неотрывны от историческивозникающих культурных средств управления ими (С.82).

15. Культурно-цикловой метод отталкивается от теориикультурных циклов (Шпенглер, Данилевский), признающейуникальность жизненного пути каждой культуры, каждой цивилизации.Применительно к нашему случаю это означает прежде всего признание уникальности педагогических традиций, о чем особенно необходимо помнить в условиях интенсификации процессов глобальной интеграции образования.

16. Каузально-генетический метод (термин Л.С.Выгодского) в нашей интерпретации означает возможность исследования процесса становления интегративных новообразований в педагогике путем их целенаправленного формирования.

17. Историко-генетический метод (А.Н.Леонтьев) в нашем случае предполагает рассмотрение педагогической интеграции как продукта и деривата внешней материальной деятельности, преобразуемой в процессе общественно-исторического развития во внутренюю деятельность, в деятельность сознания; внешняя интеграция интериоризуется во внутреннюю.

18. Синергетический метод дает возможность представить педагогическую интеграцию, ее продукты как следствие саморазвития соответствующих систем и как результаты кооперативного взаимодействия их составляющих.

19. Холистский метод дает возможность рассматривать интеграцию как процесс и результат восстановления (творческой эволюции) Целого, предшествующего и не сводимого к своим частям, которые ведут к появлению новых целостностей (интегральных новообразований). Три кредо лежат в основе идеологии холизма: 1) целое творит целое; 2) целое больше своих частей; 3) целое занимает приоритетное положение по отношению к своим частям, оно "определяет каждую отдельную составляющую, исходя из самого себя, в соответствии со своей собственной сущностью" (216. С.14).

20. Логогенетический метод раскрывает интеграционный процесс как связную последовательность количественных и качественных изменений, вызванных внешними и внутренними противоречиями и факторами (С.127).

В качестве постановки вопроса коснемся проблемы применения количественных методов в интегративно-педагогических исследованиях. Несмотря на провозглашенный в ХХ столетии принципа неизмеримости человека, в гуманитарных дисциплинах заметное место занимают методы, направленные на "выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых объектов, явлений и процессов, которые будучи подвергнуты определенной математической обработке, создают основу для раскрытия количественной меры соответствующего качества" (227.С.21). Так по мнению Э.Фромма, академическая психология, пытаясь имитировать естествознание с его лабораторными методами взвешивания и измерения, занималась чем угодно, но только не душой. Изучая человека в лаборатории, она утверждала, что совесть, ценностные суждения, знание добра и зла суть метафизические понятия, входящие за пределами психологической проблематики, соответствующие принятому "научному методу"; она не выдвинула никаких новых методов для исследования важнейших человеческих проблем. В результате всего этого психология "утратила свой главный предмет" - душу (490.С.146). Еще дальше ушла в развитии "лабораторных методов" современная психология, разделившая человека на бесчисленное множество "качеств", "свойств", "характеристик", "функций" и т.д. и т.п. Не отстает от психологии в процессе математизации педагогика, где наличие цифр становится чуть ли не главным критерием научности. Еще в 1966 году Н.М.Амосов писал, что педагогика станет научной теорией тогда, когда будет оперировать языком знаковых систем (457. С.14). Анализ диссертационных исследований по педагогике показывает, что педагогические знания все больше начинают занимать в них второстепенные позиции. На первый план выдвигаются "языки" математики и техники - цифры, формулы, схемы, чертежи, диаграммы и др. Случается, чтобудущий кандидат педагогических наук защищает не столько педагогический предмет, сколько - указанные "языки". Это не случайное явление. Ибо "отдельным педагогам кажется, что существо теоретического метода заключается лишь в применении количественных, математических методов, использовании формальных методов, внедрении информационного моделирования и т.п. Ни в чем другом они "теоретичность" видеть не хотят" (317.С.35-36).

Математизация гуманитарного знания имеет свою историю. Здесь можем, например, сослаться на опыт использования "геометрического" метода Спинозой при написании своей "Этики". Однако уже в то время хорошо осознавалась уникальность человека как объекта изучения, что собственно, и подвигло великие умы к его "упрощению". С такой задачей квалифицированно справились Декарт и Ламетри, превратив человека в машину, в некий механический агрегат, совокупность частей и механизмов. Этот факт примечателен, и о нем необходимо помнить, когда мы пытаемся абсолютизировать математические, а также кибернетические, технологические и т.п. подходы и методы в педагогике в целом и педагогической интеграции в частности. На наш взгляд, правомерно выделение нескольких положений, ограничивающих пределы использования количественных методов, в указанных областях.