Положение первое. Помимо количественных методов "существуют другие методы, роль которых не меньшая, а... большая" (317.С.36). Таковыми являются качественные методы, представляющих "собой совокупность аналитических и синтетических процедур, имеющих своей целью выявление коренных свойств, основных закономерностей и особенностей возникновения и функционирования исследуемых объектов и явлений, что позволяет раскрыть их истинную внутреннюю суть и роль в объективной реальности" , причем, "количественный анализ характеризует явление, а качественный анализ - сущность" (227. С.17, С.18).
Положение второе. Педагогическая действительностьпредставляя собой нелинейно-несводимую структуру, настолькосложна, что "пока невозможно создать хотя бы ее примерное математическое изображение" (457. С.14). Такая позиция педагогаВ.С.Ильина в известной мере коллерирует с мнением Н.Винера, которого трудно уличить в умалении роли математики в научных исследованиях. Гуманитарные науки - убогое прибежище математических методов и приписывать "неопределенным по самой своей сути величинам какую-то особую точность, - писал он, - бесполезно и нечестно и, каков бы ни был предмет, применение точных формул к этим слишком вольно определенным величинам есть не что иное, как обман и пустая трата времени" (Н.Винер. Творец и робот. М.: Прогресс. 1968. С.98). Здесь следует сказать о пределах математического вторжения в науку. Так, если в классической физике для математических формул практически не было границ применения, то в условиях микромира, являющегося объектом изучения квантовой физики, они теряют свою абсолютную эффективность: формула требует дополнительных философских объяснений.
В человеке - всеобщем объекте гуманитарных дисциплин - куда большую роль, чем в микромире играют стохастические, индетерминистские и релятивистские факторы. Не следует забывать также о холистскиэмерджентных характеристиках человека, еще более отдаляющих нас от возможности постижения его тайн путем количественных измерений. И если современная физика уже не способна решать свои исследовательские проблемы при помощи математических методов и вынуждена обращаться к логико-методологическим интерпретациям, то тем более это должно иметь место в педагогике. При этом последняя должна не только в полной мере использовать инструментальнометодологические находки физиков ХХ века, к каковым относятся методы дополнительности, соответствия, соотношения неопределенностей и др., но и опираясь на достижения современной науки в целом, разрабатывать качественно новые методы, с максимальной адекватностью отражающие особенности предмета воспитания - человека как органического целого. Более того, становится все очевидней, что человека, процессы, связанные с его развитием, нельзя в достаточной мере исследовать привычными научными методами. Так, их использование мало что дает при изучении таких категорий, как дух, душа, добро, зло и т.п. Без обращения к религиозному, а отчасти даже мистикоэзотерическому опыту, вряд ли возможно их постижение.
Положение третье. Использование количественных методов не может не включать в себя моральный аспект. Ведь речь идет об и з м е р е н и и ч е л о в е к а, о попытках проникновения в его святая святых. В медицине и генетике давно уже ученые ломают головы над проблемами научной этики. В педагогике, как ни странно, имеются лишь попытки отдельных ученых обратить внимание на них. Один из первых поставил вопрос о праве вмешательства педагога в "движение характера" А.С.Макаренко. При этом он допускал это вмешательство, но при условии, чтобы педагог не в меньшей степени, чем врач должен следовать древнему правилу: "Не навреди!" - он должен уметь осуществлять такое вмешательство.
А.С.Макаренко резко выступал против чрезмерного увлечения педагогами всякого рода измерениями учащихся. Ему было чуждо копание в "социально-генетическом белье" воспитанников посредством использования различных методов "экспериментальной педагогики". Пальма первенства среди этих методов отводилась тестам. Сегодня мы вновь оказались в эпохе сплошной "тестизации" , иногда напоминающей заурядную массовую кампанию. Крупные ученые - педагоги обращают внимание на возможные ее негативные последствия. Здесь уместно привести рассуждения А.Я.Найна: "Тесты, - пишет он, - смогут сослужить и недобрую службу. Никто не ляжет на операционный стол, если скальпель занесен рукой человека, не имеющего медицинской подготовки. Тесты - инструмент не менее серьезный, и подходить с ними к человеку имеет право лишь профессионал. Педагог должен избегать соблазна любительского экспериментирования, поскольку результаты могут оказаться непредсказуемыми". И далее "... тесты лишь количественно измеряют интеллект", но не вскрывают его качественных способностей. В основе вычислительного "коэффициента интеллекта" могут лежать совершенно разные способности". Кроме того, "результаты теста - это показатель меры усвоения определенных интеллектуальных действий... Делать же вывод о степени умственного развития на этом основании не вполне адекватно" (335. С.126). Но даже если мы найдем идеальный инструментарий измерения человеческих способностей проблема морали останется актуальной: один по результатам тестовых исследований оказывается "умным", другой - неумным. Конечно, можно списать это различие на природу, но природа "равнодушна" к этико-оценочным понятиям, человек же весьма восприимчив к ним. И еще: тесты способны не только отражать те или иные свойства человека, но в известной мере формировать его, "давать" ему ту или иную установку. Тем самым развитие человека как бы "привязывается" к тестовым данным, что может отрицательно влиять на раскрытие его компенсаторных потенций и возможностей.
Положение четвертое. Сами измерения разнородны. Специалисты называют по меньшей мере четыре их вида: номинативные, предполагающие лишь различение объектов; порядковые, которые не только различают объекты, но и выстраивают их в ряд в отношении измеряемого свойства (объект А превосходит по данному свойству объект В); интервальные, призванные не только упорядочивать объекты, но и соотносить их с точки зрения измеряемого свойства с некоторым числом, определяемым с точностью до одного интервала; пропорциональные, которые не только упорядочивают объекты, но и соотносят их с некоторым числом "абсолютно точной". Первые два вида измерений - качественные измерения, третий и четвертый - количественные. Иначе говоря, измерение не ограничивается математическими расчетами, "измеряют" не только количественные, но и качественные методы. В том числе такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Положение пятое. В развитии науки имеются такие аспекты, которые или не могут быть предметом количественной обработки, или для последней требуется не игнорирование имеющихся методов, а разработка адекватных для этой цели способов (Очерки истории и теории науки. М.: Наука. 1969. С.44). Мы уже выше указывали на то, что сама педагогическая действительность не очень располагает к измерениям. Тем более это относится к интеграционным процессам, протекающим в ней. Во-первых, потому что интеграция в целом, и педагогическая, в частности, в своем высшем сущностном выражении- интегративных качествах - "предметно непредставлена и ненаблюдаема" (В.П.Кузьмин), что обуславливает необходимость качественного, теоретического рассмотрения интеграции (И.П.Яковлев, М.Н.Берулава). Во-вторых, количественные подходы бессильны при разгадке "парадокса целого и части": чтобы познать целое, необходимо познать часть, чтобы познать часть, необходимо познать целое". Встает проблема разрешения противоречия между неизмеримостью целого и его делимостью, что не доступно количественному анализу. "Как бы ни были совершенны математические методы, они не заменят догадки, озарения" - писал Н.Н.Моисеев (227. С.121). К сказанному добавим высказывание А.И.Ракитова, где дается характеристика связей (а именно связи лежат в основе любой интеграции) как предметов анализа. "Дело в том, - пишет известный философ, - что объективные связи (если не иметь в виду веревку, связывающую две палки) не даны непосредственно в чувственном восприятии и фиксируются лишь в абстракциях, конструируемых с помощью логических процедур" (399.С.70).
Положение шестое. Существуют такие этапы в развитии науки, когда более конструктивными оказываются качественные методы (О.М.Сичевица). В первую очередь это относится к инновационным, малоразработанным проблемам. Поэтому именно в книге "Инновации в образовании" находим: "недальновидно было бы оперировать измерительным прибором, покуда дискуссионным остается само понятие меры и предмета измерения" (335. С.127). Б.С.Гершунский писал о невозможности перехода к количественным методам без глубокого проникновения в сущность моделируемых явлений, нельзя достичь без качественных описаний. Резюмируя данное положение , он делает вывод, выходящий за рамки собственно прогностико-педагогических исследований: "... в педагогике требуется не только и не столько знание математики, сколько глубокого и всестороннего проникновения в сущность прогнозируемых педагогических явлений" (Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш.шк. 1986.
С.18). То есть, прежде чем приступать к количественным измерениям, необходимо создать теоретическую модель того, что мы хотим вычислить. Это имеет прямое отношение к исследованию интегративных явлений в педагогике. К примеру, в ней находит самое широкое распространение метод "разложения" интегральных качеств (свойств, характеристик и т.д.) на ряд индикаторов. При этом здесь еще не получило достаточного обоснования само понятие "интегральное качество". В результате указанное "разложение" сильно напоминает аналогичный процесс, проделываемый в математике, где сложные формулы упрощаются путем их сведения к своим элементарным частям. Это способствует сведению интегрального качества к суммативной совокупности, что противоречит его природе. Положение седьмое. Строгость доказательств не есть абсолютное понятие (И.Р.Гальперин). "Физик удовлетворяется доказательствами, которые математики может законно считать некорректными. Логик признает большинство математических доказательств неполными", - писал Ю.Шнейдер в статье "Наука - источник знаний и суеверий" (Новый мир. 1969. N 10. С.213).