Н. Г. Бондарь
Исследованы личностные ценности и смыслы сотрудников правоохранительных органов в контексте их профессиональной деятельности, выявлены пути их развития. Показано, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком ценности, особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.
Постоянное пребывание в центре различных общественных интересов, воздействие разнообразных влияний налагают на работника правоохранительных органов особую ответственность. Каждое заметное уголовное дело, особенно при рекламе в средствах массовой информации, создает вокруг себя сложную общественно-политическую ситуацию, которая оказывает ощутимое влияние на ход расследования. Подчас внушению общественного мнения в отношении того или иного лица поддаются и лица, производящие расследование, укрепляя тем самым общую уверенность в правильности выдвинутых против этого человека обвинений. В этом свете истолковываются его поведение и высказывания. Поэтому с особой остротой встаёт проблема профессиональных мотивов, личностных ценностей смыслов, определяющих как поступки, так и внутренние убеждения сотрудников правоохранительных органов, требует тщательного анализа и осмысления.
В психологических исследованиях проблема ценностей как регуляторов деятельности и общения сохраняла до последнего времени тот методологический контекст аксиологических отношений, как субъект-объектных, который сложился в философии и социологии [4]. Оценки субъекта направлены при этом на внешнюю по отношению к нему действительность - физический мир, мир социума, мир идеального (в том числе и объективированных в нем ценностей). Предложенная В. Н. Мясищевым трактовка субъективных ценностей как осуществляемого в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений расширила контекст реализации ценностных отношений, включив в него общение людей [2]. В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А. Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциировалось с понятием значимости, предполагавшим связи индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой [5]. Не случайным поэтому оказалось введение В. В. Сталиным понятия эмоционально-ценностного отношения в план самосознания деятельной личности. Активная регулирующая роль самосознания предполагает не только отражение субъектом своих личностных смыслов, но и решения об их принятии или непринятии, т. е. структурирование собственного «Я» [7]. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.
Ценность - общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной, который входит в психологическую структуру личности как личностные ценности - один из источников мотивации поведения личности.
Под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. Эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и в конечном итоге определяет облик человека в социальном плане [6].
Выделяют следующие типы личностной направленности, каждая из которых опосредуется собственной системой ценностей: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации. При этом побудительную силу самим мотивам придают личностные ценности.
Направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, может быть временной, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. Детерминантами личностных ценностей выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.
Личностные смыслы не могут сами по себе быть порождены лишь специальными сознательными усилиями; при таком подходе будет утрачена специфика психологической реальности, произойдет упрощение процесса образования личностных ценностей до механизма рационального их продуцирования и усвоения [3].
В личностных смыслах и предпочтениях следует видеть истоки понятия ответственности за личностные решения, т. к. в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями. Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний [1].
Диагностика ценностных ориентации работников ОВД показала, что в числе наиболее значимых оказались такие терминальные ценности, как (перечень дан с наиболее предпочитаемой): 1) наличие хороших и верных друзей (62,5%); 2) физическое и психическое здоровье (50%); 3) счастливая семейная жизнь (50%); 4) уверенность в себе (25%); 5) жизненная мудрость, зрелость суждений (25%); 6) материально- обеспеченная жизнь (37,5%).
В скобках указано количество испытуемых, указавших для ценности ранг в первой пятерке мест. Как видим из указанного перечня, у сотрудников ОВД преобладают в основном ценности личной жизни.
Наименее предпочитаемыми были следующие терминальные ценности (с наименее предпочитаемой): 1) развлечения (75%); 2) творчество (62,5%); 3) красота природы и искусства (62,5%); 4) счастье других (62,5%); 5) развитие, работа над собой (37,5%).
Наименее значимыми оказались ценности самореализации, ряд ценностей личной жизни и общественные ценности.
Наиболее привлекательными из инструментальных ценностей оказались в основном индивидуалистические и этические: 1) аккуратность (62,5%); 2) честность (62,5%); 3) образованность (25%); 4) воспитанность (25%); 5) смелость (12,5%).
Наименьшее число выборов из инструментальных ценностей получили ценности этические и ценности принятия других: 1) непримиримость (62,5%); 2) широта взглядов (75%); 3) чуткость (50%); 4) терпимость (37,5%); 5) ответственность (37,5%).
Из приведенных количественных данных мы можем заключить, что по определению наименее предпочтительных ценностей сотрудники РОВД оказались более единодушны, чем по оценке наиболее привлекательных.
Диагностика направленности личности показала, что больше половины сотрудников ориентированы «на дело», четвертая часть «на общение» и 12,5% - «на себя».
Преобладание ценностей личной жизни и ориентации «на дело» может свидетельствовать о том, что основной путь достижения ценностей личной жизни работники отдела внутренних дел видят в успешной профессиональной деятельности (возможно и то, что приход в профессию был связан с достижением каких-либо личных выгод) при помощи аккуратности, честности, образованности, воспитанности и смелости.
Не менее интересными оказались и результаты сопоставления направленности личности сотрудников правоохранительных органов и их уровня притязаний.
Абсолютно всем сотрудникам присущи такие мотивы, как внутренний, познавательный, оценка своего потенциала и намеченный уровень мобилизации своих усилий. Имеют низкий уровень развития такие мотивы, как: смены деятельности, значимость результатов, сложность задания, волевое усилие, оценка уровня достигнутых результатов и ожидаемый уровень результатов.
Состязательный мотив, закономерность результатов и мотив самоуважения присутствует у ориентированных «на дело» и «на себя», а инициативность присуща сотрудникам, ориентированным «на дело» и «на общение». Сотрудники с направленностью «на себя», в отличие от сотрудников других направленностей, имеют сильно выраженный мотив избегания.
Проведенный корреляционный анализ позволил нам построить корреляционную плеяду (рисунок 1).
Рисунок 1 - Корреляционная плеяда
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в структуре ценностей работников РОВД существуют следующие взаимосвязи:
• направленность на себя коррелирует с познавательным мотивом;
• направленность на общение и внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив и мотив смены деятельности (обратная связь);
• направленность на общение прямо коррелирует со значимостью результатов и волевыми усилиями;
• оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий, состязательный мотив, мотив смены деятельности с направленностью на дело имеет прямую корреляционную связь;
• существует обратная зависимость между направленностью на дело и такими мотивами, как волевое усилие и значимость результатов;
• существует значимая обратная связь между направленностью на дело и направленностью на общение (-0,75);
• слабая обратная корреляционная связь между направленностью на себя и направленностью на общение (-0,54).
Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека - неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Деятельность работников ОВД характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применение разнообразных качеств, навыков и знаний. В связи с тем, что познание в качестве ведущей ценности у работников ОВД названо не было, мы наш формирующий эксперимент построили на работе именно с этой ценностью.