Смекни!
smekni.com

Пограничный анализ - новый метод психокоррекции наркозависимых личностей (стр. 6 из 8)

Пример. Потреблял спиртное восемнадцать лет. Особенно в последнее время. Жена мне предлагала лечиться, но я был уверен, что могу справиться сам. Поэтому бросал десятки раз, но начиналось всё заново. Один раз, когда я ехал в троллейбусе, мне стало очень плохо, меня затрясло, руки мои побелели. Подумал, что сейчас умру. Но я выжил и решил покончить с пьянством навсегда. Оказался на приёме у психотерапевта ( кто-то посоветовал моей супруге ). После небольшого количества сеансов мне стало намного легче. Мой мозг как бы освободился от беспокойств, которые мучили меня раньше и приводили к бессоннице. Я стал интересоваться вещами, которые меня раньше вовсе не интересовали. Я радуюсь малому. Утром отвожу сына в школу и с удовольствием с ним общаюсь, выслушиваю его, стал скучать по нему, а ведь раньше даже не замечал его. Как хорошо, что у меня есть СЫН. Лечение протекало очень интересно и полезно. Мне просто было интересно познавать себя, открывать что-то такое, о котором я никогда не знал. Сейчас я могу себя сдерживать, стал волевым, но не благодаря терпению, а какой-то мудрости и покою, которые раскрылись во мне во время сеанса. Когда проходил сеанс и после него, никак не мог представить себе в голове ни образ водки, ни образ компании собутыльников. Такое ощущение, что будто у меня вырезали из головы моё алкогольное прошлое. В дальнейшем, если я и представлял себе водку, то она не вызывала во мне желание её употребить. Я её воспринимал, как воспринимаю безразличные мне вещи. Меньше стал уставать. Ситуации, из-за которых раньше я испытывал стресс, теперь не вызывают во мне беспокойств. Имею ровное настроение. К своему удивлению, стал интересоваться религией и философией. Могу долго сидеть в компании пьющих. Они не вызывают во мне раздражения, а лишь жалость. Если и утомляют меня пьяные знакомые, то только своей неестественностью. Трезвым быть мне сейчас интереснее.

То, что наркозависимую деятельность (манию) можно заместить другими недеструктивными деятельностями (маниями), свидетельствует обнаруженное нами сходство в активности психического образа наркомана и личности, проводящей жизнь в образе ( имеющей манию к какой- либо деятельности ). Под манией в данной работе мы понимали не только деятельность, которая привлекает ( манит) личность, но и такую деятельность, без которой у личности начинаются беспокойства.

По нашим наблюдениям, на первых этапах наркозависимости наркообразы не так активны, чтобы личность была полностью поглощена ими. На поздних этапах потребление наркотических средств заключается в активации самого образа, превратившейся в самоцель - жизнь в образе. Таким образом, имеет место построение виртуального мира на основании актуализации всего одного образа. Приведём аналогичные примеры с ненаркотическими виртуальными реальностями.

Пример. В нашей деревне пьянствуют многие женщины. Скучно. Порой охватывает такая пустота, хоть вой на всё село. Не знала куда себя девать. Вот и выпивали. Сначала понемногу, для поднятия настроения, потом всё больше и больше. Да и зарплату не выдавали. Опять беспокойство. Приехав после лечения домой я вспомнила, как в детстве мой дед плёл корзины. Тогда я немного научилась этому делу. Решила подзаработать на этом. Сходила к речке, набрала прутьев и села плести корзины. Вначале было тяжко а потом почувствовала, что просто не могу без этой работы. Не плету - сразу начинаются какие-то беспокойства. Прямо мания какая-то ! Всю лень мою уже через неделю как рукой сняло. Я стала более терпеливой, меньше стала ворчать, да и детишки стали ко мне больше тянуться. Не то что соседи удивлялись мне, сама я стала удивляться себе. Я вновь нашла себя. Появились деньги. Ведь планировала-то я их пропить, но почему-то не захотела. Тяга к водке пропала. Съездила в райцентр, купила колбасы копчёной, конфет и приехала домой. Пока возвращалась, думала только о корзинках, которые засяду плести - малые и большие, разные... Даже ночью, когда засыпаю, представляю, что утром пойду на берег, нарву хороших прутьев, приду, сяду у окна и начну плести свои корзинки. Я живу этими корзинками.На мир стала смотреть другими глазами. Достаточно мне вспомнить о своих корзинках, как у меня сразу поднимается настроение. У меня прекрасное настроение. Я поверила в себя, в свои силы. Не пью уже два года.

Как видно, плетение корзинок, представляющее собой, казалось бы, простые движения, порождает новую виртуальную реальность, со всеми присущими ей качествами : изменённость статуса реальности ( телесности ), личности, сознания и воли. Женщина, приведённая в примере приобрела новый активный образ (плетение), а старый образ (пьянство) превратился в пассивный и малопривлекательный т. е. константный. Произошла девиртуализация активного наркообраза и он перестал быть активным, а взамен его пришёл другой активный образ.

Новые деятельности, которые открыла для себя вышеприведённая женщина были такими, что в них имел место сдвиг мотива нацель. Любая промежуточная цель была мотивом и смыслом. Для этой женщины отпала необходимость открывать, пробовать и искать качественно новые деятельности. Она, казалось бы упростила свои ценности до плетения корзин, но оказалась, что открыла много новых ценностей, воспринимаемых и понимаемых только ею. С другой стороны, есть личности, которые, наоборот, занимаются большим количеством деятельностей, но при этом имеют узкий спектр не удовлетворяющих и вечно разочаровывающих ценностей. В деятельность таких личностей отсутствуют ценности переживания.

По сути своей метод пограничного анализа, благодаря селекции психологических явлений по наличию в них понимаемых и переживаемых ценностей, способствует более эффективному «переселению» личности в постпограничную ситуацию. Всё это, на наш взгляд, способствует снятию маскировки с думы о смерти и о жизни. Пограничный анализ, на наш взгляд, позволяет снять этот «шифр бытия». ПАЦИЕНТ В ПРОЦЕССЕ СЕАНСА ПРИХОДИТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЛЮБАЯ ЕГО КАРТИНА МИРА ЕСТЬ НЕЧТО ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ. ЭТО ИНОСКАЗАНИЕ И РАСШИФРОВЫВАЕТ АНАЛИЗАНД СОВМЕСТНО С АНАЛИТИКОМ, С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ ПРИБЛИЖАЯСЬ К БОЛЕЕ ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ПОДЛИННОГО СМЫСЛА СВОЕГО БЫТИЯ.

Иными словами, после успешного пограничного анализа личность начинает жить в «самой жизни », а не «рядом с ней ».

Согласно экзистенциональной психологии [ В.Франкл, 1990 ] в моменты пограничной ситуации (между жизнью и смертью) человек познает подлинный смысл бытия, именно тогда происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от наличного бытия в мире) и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от трансцедентного бытия в себе). Любые переживания личности становятся ценностями, а все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в этой пограничной фазе он начинает понимать, что этот мир отделял его от реального бытия, трансцедентного по отношению к этому миру. Человек действительно соприкасается с Нечто Высшим.

По нашим наблюдениям, некоторые талантливые священники частично владеют пограничным анализом, сами об этом не догадываясь. Если у священника развит пограничный самоанализ, он является глубоковерующим. Он у некоторых людей развивается как защитная реакция на внешнюю действительность. Священник, не расшифровавший шифра своего бытия, с наше точки зрения, является лжесвященником. Расшифровыванию смысла бытия способствует аскетический образ жизни, познание не только священно писаний, но и самой ЖИЗНИ.

Правильное понимание небытия развивает истинно-философское чувство ответственности, которого очень не хватает наркозависимым.

СОГЛАСНО нашим СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, СУЩЕСТВОВАНИЕ СМЕРТИ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕЙ ИСТИНОЙ, ЧЕМ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА. ПОЭТОМУ АВТОР СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСЛИ В ЧЕЛОВЕКЕ НЕТ СПОСОБНОСТИ ВЕРОВАТЬ, ПСИХОТЕРАПЕВТ ИМЕЕТ ПРАВО РАБОТАТЬ С КАТЕГОРИЕЙ «СМЕРТЬ». Для большинства опрошенных оказалось, что в понятии смерти больше истины, чем в БОГЕ. Более того, 7% ОПРОШЕННЫХ СЧИТАЮТ, ЧТО ОТКРЫТЬ ОЩУЩЕНИЕ БОГА МОЖНО ТОЛЬКО В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ.

У 41% ОПРОШЕННЫХ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ ПЬЯНСТВО, КАК ОНИ ЗАЯВИЛИ, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОТЕРИ СМЫСЛА. У 39%, НАОБОРОТ, ПОТЕРЯ СМЫСЛА ПОЯВИЛАСЬ ПОСЛЕ ПЬЯНСТВА. 9% ЗАЯВИЛИ, ЧТО ПЬЯНСТВО И ПОТЕРЯ СМЫСЛА - ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

По сути своей пограничный анализ - это формирование положительных иллюзий и снятия отрицательной иллюзии о жизни, которая является причиной страхов, неврозов, депрессии. Человеку расшифровывают (и он сам это делает) то, как зашифрована смерть в духовной жизни человека (дума о смерти). Таким образом, он избавляется от причины, вызывавшей заболевания.

Больной обучается интерпретировать все свои психологические процессы через категорию жизни и смерти. Постепенно этот процесс переходит в подсознание и депрессии исчезают.

К БОЛЬНОМУ АЛКОГОЛИЗМОМ, РАСШИФРОВАВШЕМУ КОД-ШИФР ( ГЛУБИННУЮ МОТИВАЦИЮ) СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ (ПЬЯНСТВУЮЩЕГО БЫТИЯ, В ЧАСТНОСТИ), ПОСЛЕ ПОГРАНИЧНОГО АНАЛИЗА ПРИХОДИТ ОЗАРЕНИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, А ПОРОЙ ДАЖЕ ОТВРАЩЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ. Он начинает радоваться жизни без алкоголя. Обретает положительные иллюзии и, как следствие, смысл жизни.

Во всем остальном пограничный анализ алкоголизма аналогичен анализу, проводящемуся больным депрессией, ноогенными неврозами и т.д.