Смекни!
smekni.com

Методы формирования целевых антинаркотических установок наркозависимых личностей (стр. 3 из 4)

Чаще всего психотерапевты применяют комплексные кодирования (парнокомплексные, триадокомплексные, квадрокомплексные - см.блок-схему).

ПАРНОКОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ (КОДИРОВАНИЕ) - это разновидность совмещенной шанжировки, включающей в себя одновременно два метода кодирования. Эти два метода кодирования могут действовать независимо друг от друга, или один метод может быть ритуальным кодом другого (см. приведенный выше пример) и т.п.

В случае ТРИАДОКОМПЛЕКСНОГО КОДИРОВАНИЯ, как более сложного комплексного воздействия, задействованы три метода кодирования. Их взаимосвязь может быть разной: а) независимой; б) взаимозависимой; в) взаимообусловленной; г)ритуальной.

Для наглядности приведем варианты некоторых комплексных видов формирования антинаркотических установок (кодирования).

ВАРИАНТ 1. Парнокомплексное кодирование. Больному гипнотическим методом проведено внушение отвращения, (кодирование) на слово "водка" (или на запах водки), причем так, что он, услышав его, чувствует тошноту. В дополнение к этому проведено биоэнергетическое воздействие ("биополем рук экстрасенса") на зону, расположенную в области живота, которая ответственна за рвотные реакции. Биоэнергетическое воздействие являлось кодированием, так как после него была дана установка на смертельно-опасный исход в случае потребления алкоголя. Больному разъяснено, что код введен в подсознание как гипнотическими, так и биоэнергетическими способами.

ВАРИАНТ 2. Триадокомплексное кодирование. Больному на сеансе групповой психотерапии продемонстрированы страшные последствия, которые могут быть после потребления алкоголя человеком, закодированным рефлексотерапевтическим способом. (Больной был только наблюдателем). Затем проведено иглорефлексотерапевтическое кодирование и предупреждено, что последствия будут аналогичными. В действительности у больного, который демонстрировал последствия выпивки после кодирования, смертельно-невыносимое состояние было вызвано условно-рефлекторным кодированием (введением специального фармпрепарата, который при смешении с алкоголем дает отрицательную реакцию). Больному объяснили, что код введен иглорефлексотерапевтическим и гипнотическим способами (косвенное внушение). Часто триадокомплексное кодирование включает в себя одновременно гипнотическое, биоэнергетическое и иглорефлексотерапевтическое кодирование. Таким образом, в комплексное кодирование входят воздействия, которые несут чисто ритуальную функцию, и такие, которые действительно вызывают отрицательные реакции, способствующие стрессотерапии. Одно и то же воздействие может в одном случае комплексного кодирования играть ритуальную роль, в другом, роль истинного воздействия, вызывающего отрицательные реакции после потребления алкоголя. Теперь рассмотрим, формирование антинаркотических целевых установок методом хирургических (вшивание) и психохирургических манипуляций.

Хирургические манипуляции (вшивание, торпедирование и т.д.) вызывают стресс как во время кодирования, так и после него. Вшитое в больного чужеродное тело как талисман всегда напоминает ему, что он кодирован и выпивка опасна. Эффект данной стрессотерапии больше не от влияния вшитого предмета, а от его присутствия и ореолоэффекта, который он имеет в обществе. После вшивания психотерапевт должен грамотно дать установку об опасных последствиях, которые могут быть после потребления алкоголя.

Установка дается с применением основ манипуляционной психотерапии. Психохирургические операции с "обильным выделением крови" и очистка" от образований, выросших в организме, благодаря алкоголизму", также вызывают сильный стресс во время "операции". Больной собственными глазами видит предметы, которые находились у него внутри и вызывали алкоголизм. Психотерапевт разъясняет больному, что причина алкоголизма удалена и его никогда не будет тянуть к выпивке. В некоторых случаях психотерапевт дает установку, что после такого "хирургического" вмешательства выпивка смертельно опасна в течение длительного времени. Особое место в системе формирования целевой антинаркотической установки занимают методы шоковой терапии.В психофармакологии разработаны препараты, после потребления которых алкоголь вызывает реакцию более отрицательную, чем в случае условно-рефлекторного кодирования. Эта реакция аналогична ощущению шока. Наркозависимой личности буквально секунды дают почувствовать это состояние. Оно надолго остается в сознании и подсознании больного. Психотерапевт дает установку, что это состояние шока возникнет сразу в случае потребления алкоголя после кодирования. В качестве ритуала в этой процедуре могут быть различные воздействия (иглорефлексотерапевтическое, биоэнергетическое, гипнотическое и т.д.). Очевидно, что больной не должен знать истинной причины шокового состояния.

Далее рассмотрим формирование целевой антинаркотической установки с помощью иллюзорно -рефлекторного воздействия. Для наркозависимых личностей весьма эффективным бывает метод иллюзорно-рефлекторного кодирования. Нами выявлено, что некоторые наркозависимые обычно обладают видениями, иллюзиями, галлюцинациями. В процессе лечения психотерапевт формирует и вызывает у больного страшные иллюзии, приводящие к значительному стрессу. У больного вырабатывают рефлекс на появление страшных иллюзий вокруг бутылки или рюмки с алкоголем в случае возникновения запаха и мыслей об алкоголе. Больного после такого кодирования преследуют страшные иллюзии в случае появления алкоголя в реальности или в мыслях. Поэтому больной постепенно теряет способность даже мыслить об алкоголе. Это защитная подсознательная реакция. Психотерапевт должен изучить, какой вид иллюзий вызывает у больного наибольший стресс, и именно на нем провести иллюзорно-рефлекторноекодирование.

Пример. Больному П., обладающему алкогольными иллюзиями, проведено иллюзорно-рефлекторное кодирование на иллюзиях, которые "родились" только во время сеанса. Основными элементами этих иллюзий были "неприятные черви", которые появлялись в паховой области и "грызли" его половые органы. Эта иллюзия была привязана в процессе сеанса к алкоголю и мысли о нем. В результате, как только у больного в поле зрения (или обоняния) появлялся алкоголь или мысль о нем, то "возникали черви". Эти иллюзии вызывали неприятные "ощущения движения" в паховой области больного. Постепенно дума об алкоголе посещала больного все реже и наконец вовсе исчезла. В настоящее время больной обходит на большом расстоянии места, где продают и потребляют алкоголь.

Пример. Методом иллюзорно-рефлекторного кодирования можно выработать безразличие к алкоголю, не вызывая стресса. В этом случае работа с иллюзиями идет в терминах ауры, которая окружает больного, и он ее видит. В процессе лечебных внушений и "воздействия" на ауру больной убеждается, что она становится менее рыхлой, плотной и приближается по характеристикам к ауре здорового человека-трезвенника. Больному дается установка, что его аура стала нормальной (и он видит это) и способна защищать его от психического нападения извне (предложения выпить, стрессы и т.д.)

Может показаться, что метод стрессотерапии (кодирования) теряет свою силу, если больной знает секреты метода. В действительности это не так в силу того, что:

1. Больной заинтересован в выздоровлении и "обманываться рад". Он имеет внутреннюю подсознательную установку на некритичное восприятие иллюзий и заблуждений, формируемых психотерапевтом. Это защитная реакция.

Психотерапевт, проводящий кодирование, не должен проводить его в примитивной форме, при этом придерживаясь основ манипуляционной психотерапии.

Очень сложно пациенту знать, где и когда его вводят в заблуждение, так как психотерапевт больше времени уделяет истинной картине. Трудно на фоне истины обнаружить элементы заблуждения.

Код действительно иногда срабатывает настолько сильно, что бывают случаи, опасные для жизни. Сюрпризы подсознания непредсказуемы, даже если пациент знает, что его вводили в заблуждение. Возможно, МИФ о последствиях кодирования держится за счет последствий, которые в действительности имели другие причины, но общество их списывает на кодирование, что в свою очередь лишь закрепляет целевую антинаркотическую установку.

Недостатки методов формирования целевой антинаркотической установки.

С точки зрения современной общепсихологической теории [А.Г. Асмолов, 1979], любая попытка переформировывания личности обречена на неудачу, если она состоит в усилиях повлиять на сознание субъекта путем воздействия на сознание субъекта, игнорируя организацию предметной деятельности и производную от нее систему важнейших жизненных отношений субъекта, отраженную смысловыми образованиями личности. Для примера рассмотрим в контексте этих положений гипносуггестивную и рациональную психотерапию алкоголизма, в том виде, в каком она существует на сегодняшний день.

Таким образом, внушение в гипнозе может быть эффективно использовано для создания установки на трезвость в узком значении понятия т.е. на уровне целевой установки. Однако внушение оказывается практически бессильным перед задачей переформировывания предметной деятельности субъекта, перед системой смысловых установок наркозависимой личности, которые складываются в ходе деятельности, являющейся значительно более существенной детерминантой личности, чем вербальные воздействия на сознание, хотя бы и производимые в гипнозе.

Таким образом, ни гипносуггестивная психотерапия на основе желания переменить свою жизнь, ни рациональная психотерапия на основе понимания такой необходимости, не могут даже теоретически вывести больного из того порочного круга, замыкающегося на алкоголе, в котором он оказывается благодаря сформированности специфического дефекта предметной деятельности, детерминированного длительным использованием алкоголя в качестве мотива высших психических потребностей. Задача должна пониматься шире, чем только медикаментозное или немедикаментозное, плюс психотерапевтическое лечение.