Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д. (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, СП. Толстов), что иллюстрирует комплексный характер проблемы.
Многообразие взглядов на сущность понятия "здоровье" и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительные трудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как "здоровье", возникают еще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя бы минимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, оно достаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначности понимания часто отводится не первое место.
В понятие "здоровье" заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку это понятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре и переоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальные трансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемый сменой тысячелетий.
Определение понятия "здоровье" с давних времен является одним из труднейших научных и методологических вопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.
"Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни..."
Л.Н. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что "в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье..."
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Но на данной стадии развития общества это определение не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященных категории "здоровье". Его критикуют: за идеальность цели, которую никогда не достичь; за то, что неопределенное понятие "здоровье" определяется через субъективное понятие "благополучие"; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком; за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья (В.П. Казначеев).
Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика - одно из необходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко).
Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенные физические дефекты, даже в стадии комненсации, Г. А, Кураев, С.К. Сергеев и Ю. В, Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.
Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека - реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловнорефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.
Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основе этих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме на работу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемые преступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя и противопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последним многочисленными переходными состояниями.
Отсюда возникает понятие о субъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когда эти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим. Отсюда также возникло понятие "практически здоровый человек" - определенное состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.
В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
4. Нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.
Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора "здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии "природой человека"".
Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс - это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс - это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.
Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: "Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе".
Несомненно, что решение глобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей.
Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы.
Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.