4) Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.
5) Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
6) Самостоятельная деятельность детей.
7) Анализ детских работ.
8) Подведение итогов.
Занятие 2. «У барашка теплая шубка» (использование хлопкового волокна – ваты).
Задачи:
1) Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты.
2) Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии.
3) Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
4) Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.
Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: отдельные части туловища сделанные из картона (туловище, голова, ухо, ноги, кусочки ваты, клей ПВА, карандаш, фломастер;
Раздаточный материал: картонные части (детали), вата, клей ПВА, карандаши, фломастеры;
Ход:
1) Организация детей.
2) Продемонстрировать детям работы из ватных комочков.
3) Рассказать о его художественных достоинствах.
4) Предложить детям составить картинку из колечек (ватных), добавляя содержание разными деталями.
5) Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
6) Самостоятельная деятельность детей.
7) Анализ детских работ.
8) Подведение итогов.
Занятие 3. «Необитаемый остров» (использование цветного скотча, техника коллажа).
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей с цветным скотчем: аппликация из скотча.
2) Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.
3) Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
4) Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.
Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.
Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.
Ход:
1) Организация детей.
2) Продемонстрировать детям работы из разных цветов скотча.
3) Рассказать о его художественных достоинствах. Вспомнить с детьми технологию, обговорить содержание работы
4) Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.
5) Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
6) Самостоятельная деятельность детей.
7) Анализ детских работ.
8) Подведение итогов.
Итоговый или контрольный эксперимент.
Цель: Выявить уровень творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной аппликативной техники.
Эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Райская птичка».
Задачи:
1) Учить применять в изображении сказочной птицы смешанную технику: пальцеграфию, аппликация из манной крупы с добавлением расцвеченных перьев.
2) Закреплять умение пользоваться знакомыми материалами, умение применять различную цветовую гамму для передачи образа.
3) Развивать фантазию, умение видеть в традиционном изображении новый образ.
4) Воспитывать эстетический вкус, увлеченность темой, содержанием и техникой.
Ход:
1) Организация детей.
2) Вспомнить содержание предыдущих занятий: что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты.
3) Предложить детям рассмотреть изображение сказочной райской птички, выполненной с помощью техники коллажа (применение перьев, манной крупы, раскрашивания).
4) Показать технику и последовательность выполнения изображения, предложить детям варианты проявления творчества и самостоятельности в выборе цветовой гаммы.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Анализ детских работ, их оценивание.
7) Подведение итогов занятия.
Результаты занятия представлены в таблице.
Вывод итогового эксперимента.
В ходе итогового эксперимента дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционному содержанию. Дети показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, дети свободно смогли воспользоваться их возможностями. В этих работах дети смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы. Дети дополнили изображение райской птички, знакомой техникой работы аппликации из цветного скотча, тем самым проявили самостоятельность в выборе материала, техники в продумывании содержания.
Вывод исследовательской работы:
Исследовательская работа состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.
Исследование проходило с помощью специально разработанных методов исследования:
1) Метод эксперимента.
2) Метод наблюдения.
3) Метод беседы.
4) Анализ продуктов деятельности.
5) Метод математической статистики.
Каждый из этих методов имеет свою специфику.
Вся исследовательская работа подчинялась определенной цели:
Изучение особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного характера по аппликации.
Для осуществления этой цели были разработаны занятия занимательного характера так как несли в себе интересное содержание, нетрадиционный материал.
Использование такой технологии позволило занятиям аппликации стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках применяемых в аппликации. Они занимались традиционными видами аппликации из бумаги, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации), проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным.
Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.
Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.