Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения, отмечают Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Сковородникова (2000) . Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнениядолжны быть хорошо освоены, и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия.
1.2.2. Жесты, мимика, позы
Мастерство художника помогает передать зрителям как физическое совершенство атлета, так и соразмерность, гармоничность движений, достигнутую его внутренним состоянием. Большими возможностями для передачи пластичности располагает фотография: c ее помощью можно передать характер движений кистей рук, выражение лица, глаз.
Большой информативностью обладает поза спортсмена. Через нее можно передать внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой сосредоточенности, победное ликование, драматизм поражения. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением плеч.
Настроение человека проявляется через различные жесты. Например, одержавший победу спортсмен высоко вскидывает руки вверх, сжатые в кулак пальцы демонстрируют его большую внутреннюю силу, устремленность, твердый характер (Л.Д. Назаренко, 1999).
Высокий спортивный результат немыслим без достижения определенного уровня красоты и пластичности. Движения мастеров фигурного катания, синхронного плавания, прыгунов в воду поражают высокой степенью выразительности, грациозности. Это является свидетельством достижения высочайшей внутренней согласованности работы крупных и мелких мышц, пластичностью и ритмичностью каждого двигательного действия. Выразительность телодвижений: поворотов, наклонов, вращений, приседаний - в каждом виде спорта имеет свои особенности. Так, движения копьеметателя не похожи на действия прыгуна с шестом или боксера, но каждый высококлассный мастер отличается высоким уровнем пластичности.
Пластичность движений рук в зависимости от вида спорта решает разные задачи. Так, дальность полета диска, гранаты, ядра в значительной степени зависят от финального усилия, в котором проявляется высокий уровень не только скоростно -силовых качеств, но и координационных, среди которых немаловажное значение имеет пластичность. В фигурном катании, гимнастике, акробатике движение рукой может подчеркнуть красоту, легкость, завершенность двигательного акта или показать переход к другому действию.
Движениями рук спортсмен может передать свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ. Движения рук имеют также большое значение в спортивных играх, единоборствах, в других видах спорта. Так, траектория и направление удара в волейболе во многом зависят от силы удара кисти, поэтому пластичность выражается здесь в резких отрывистых движениях, демонстрирующих мощь атлета, твердость характера, волю.
Одним из проявлений динамической пластичности является эмоциональная мимика, c помощью которой передается внутреннее состояние человека. Слезы радости на просветленном спокойном лице показывают счастье достигнутой победы. Мимикой лица можно показать недоумение человека, недопонимание нежелательно складывающейся ситуации. Она включает в себя такие моменты, как сжимание и разжимание губ, движения глазами, бровями. Высококвалифицированные спортсмены достигают такого уровня управления мимикой лица, который позволяет скрыть отрицательные эмоции даже при сильном болевом ощущении или серьезной неудаче.
Смысловой жест, как одно из проявлений пластичности, имеет две разновидности: условный и безусловный. Условный помогает молча отдавать указания, распоряжения, приказания. Например, показав рукой на дверь, человек тем самым как бы сказал: "выйди" или "иди". Палец, указывающий на стул, подменяет слово "сядь". Безусловный смысловой жест характерен для разнообразной двигательной деятельности, связанной с проявлением безусловнорефлекторных реакций. Так, резкий бросок мяча заставляет человека уклониться, присесть.
1.2.3. Координированность
В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для развития быстроты и "быстрой" силы. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на этих составляющих физического потенциала ребенка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время, самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущих физических кондиций человека. Поэтому организация правильного тренировочного режима ребенка с целью обеспечения скоростных качеств его общей физической подготовки и преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени - путем осознания, продуманного освоения технических действий, Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, научиться обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровую смекалку (В.К. Бальсевич, 1997).
Уровень физической культуры человека определяется тем, насколько он овладел основными ценностями этой важнейшей составляющей культуры нашей цивилизации. К их числу относятся знания о строении и функционировании нашего двигательного аппарата и обеспечивающих его работу систем организма, о сущности и правилах организации физической подготовки и закаливания, режима восстановления; степень личной активности человека в развитии своего физического потенциала; уровень физической подготовленности, состояние здоровья.
Важнейшей концептуальной особенностью предлагаемой системы является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребенка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание младших школьников нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитания в интересах освоения младшими школьниками представлений о сущности здорового образа жизни, овладения его основными правилами.
Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле.
На образ жизни младшего школьника может оказать влияние школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого ребенок учится заботиться о своем здоровье, сознательно относиться к нему, что служит одним из показателей общей культуры человека.
1.2.4. Двигательная пластика
В настоящее время возросло внимание к изучению двигательно-координационных качеств (ДКК). Однако среди многочисленных публикаций, посвященных данной проблеме, пластичности уделяется незначительное внимание. Впервые на это качество указал Н.А. Бернштейн (1947, 1991), назвав его пластикой. По его мнению, - это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир. В трудах других авторов мнение Н.А. Бернштейна о пластике движений не нашло отражения, и пластичность как одно из важных ДКК до настоящего времени не изучена. Известный американский ученый Бенджамин Лоу (1984) обращает внимание на такую двигательную характеристику в спорте, как плавность , то есть изящество, грациозность. По его мнению, плавность возникает благодаря динамической форме и создает впечатление повышенного контроля, равновесия, чувства времени (Л.Д. Назаренко, 1999).
В каждом виде спорта обращает на себя внимание пластичность движений, привлекающая особое внимание зрителей и создающая его специфическую привлекательность. Так, например, поза штангиста, передающая глубокое внутреннее спокойствие, достоинство, готовность к преодолению огромного веса, плавное и размеренное начало подготовительных действий свидетельствуют о наличии у спортсмена определенного уровня пластичности. Движения высококлассного бегуна, сравнимые с образом парящей птицы, также характеризуются высокой пластичностью. Грациозность присуща и прыгунам с шестом в высоту, выполняющим сложнейшие упражнения настолько плавно, виртуозно, что полет их тела в безопорной фазе воспринимается зрителями как естественные легкие, красивые движения. Именно двигательные действия, близкие к совершенству, характеризуются наличием пластичности. Как двигательно-координационное качество, пластичность невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц - сгибателей и разгибателей, а также темпа, динамики и гармонии. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства.