Способность человека — это, прежде всего деятельное выражение субъектности. Задатки — лишь предпосылки способностей. Природа индивидуальных и родовых способностей человека — общая. Развитие способностей как общих, так и специальных полностью зависит от тех условий, в которых приходится вращаться индивидууму. Существуют так называемые «критические» периоды, сензитивные к развитию той или иной способности. В контексте творческих способностей интерес представляют собой особенности таких когнитивных процессов, как мышление и воображение.
Развитие воображения — важное условие формирование интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств освоения ребенком дошкольного опыта. Несмотря на то, что воображение ребенка проявляется чаще, оно никогда не бывает богаче воображения взрослого. Творческое воображение — это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Креативность связывают с дивергентным мышлением, направленным не на получение единственно правильного ответа, а на новое и нестандартное развитие мысли.
В научном творчестве, как и в художественном важное место отводится таким понятиям, как остроумие и интуиция.
Остроумие — это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят далеко друг от друга по существу.
Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание.
Развитие творческих способностей зависит от окружающих условий. Воспитание и обучение — это те процессы, где происходит развитие творческих способностей.
В рамках школы педагогической системы М. Монтессори, широко известного итальянского педагога, ценными являются разработки, касающиеся самостоятельной творческой активности детей, где в школах по типу Монтессори этому уделяется большое внимание.
Одним из важных условий возникновения творческой активности является не только понимание задачи детьми, установки на нее, но и ее принятие. В связи с этим положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития становится крайне актуальным, так как именно подобного рода задача предполагает собой установку на творческий поиск.
Осознанность процессов деятельности характеризует позицию субъекта деятельности. У педагога позиция субъекта активно выступает по отношению к объекту воздействия (ученику). Это находит свое выражение в планировании программы и тактики воздействия на класс или ученика.
Личностные программы поведения у учителя не всегда протекают под контролем сознания. Вернее, эти программы не всегда осознаются учителем как личностные программы. Чаще всего они маскируются требованиями самой деятельности.
Направленность педагога в узко специализированном смысле: на дело, на общение, на себя — может быть определяющим фактором, за счет которого педагог будет выбирать способ действий для осуществления поставленной задачи.
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учесть, что у детей разные ожидания по отношению к взрослым. Поэтому возрастной фактор является очень важным при организации работы по формированию у детей творческих способностей.
Глава III. Исследование влияния личности учителя на творческие способности детей
3.1 Диагностика творческих способностей детей и направленности личности педагога
Целью нашего экспериментального исследования является получение практического обоснования того, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе деятельности.
Частные гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:
1. Уровень мотивации к успеху у педагога оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей.
2. Развитие творческих способностей детей зависит от направленности личности учителя на профессиональную деятельность.
З. На творческий потенциал детей влияет коммуникативный опыт педагога.
4. Предлагаемый нами инструментарий позволяет провести диагностику творческого мышления детей, коммуникативных умений и направленности личности педагога.
5. Разработанная нами формирующая программа является эффективным средством для совершенствования личностных качеств педагога, способствующих развитию у детей творческих способностей.
Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач.
1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.
2. Исследовать творческие способности детей, направленность личности педагога.
З. Выявить закономерности между личностью учителя и творческими способностями детей.
4. Разработать систему формирующих средств, направленных на оптимизацию влияния педагога на развитие творческих способностей детей.
5. Провести коррекционную работу с педагогами.
Всего в эксперименте приняло участие 80 детей в возрасте от 8 до 9 лет, 4 преподавателя. Исследование проводилось на базе школы №14 г. Егорьевска. Участвующие в эксперименте дети являются учащимися II классов («А», «Б», «В», «Г»). Для упрощенного удобного варианта использовались кодовые названия классов: А, Б, В, Г. Соответственно кодовые обозначения обучающих педагогов выглядели следующим образом: №1, №2,№, №4.
Это исследование является корреляционным, так как нас интересовало возможное существование в реальной жизни взаимосвязи между творческой активностью детей и направленностью личности педагога.
Таким образом, исследование включает две основные переменные: творческие способности детей и направленность личности учителя. Для исследования творческого мышления нами применялся краткий тест творческого мышления. Торренса [47, 9-1 1]. Показатель беглости отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в рисунках. Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи. Оригинальность характеризуется способностью к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных и твердо установленных. Показатель разработанности отражает другой тип беглости мышления. Низкими считались показатели беглости менее 7 баллов, средними - от 8 до 10 баллов и высокими - более 11 баллов. для показателей гибкости низкими определялись значения ниже б баллов, средними от б до 9 и высокими от 10 баллов. При показателе 7 баллов и ниже оригинальность считалась низкой, от 8 до 14 баллов средней, 15 баллов и выше - высокой. Низкими считались показатели разработанности от 12 баллов и ниже, средними - от 13 до 31 балла и высокими от 33 баллов и выше.
Применяемая нами методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Низкий уровень выполнения задания -коэффициент оригинальности меньше среднего по классу на 2 и более балла.
Для исследования личностных качеств и коммуникативного опыта педагога применялись следующие методики: «Шкала оценки потребности в достижении» - измерение уровня мотивации достижения (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т.1., с.10), «Определение направленности личности» - ориентационная (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т. 1, с.3 0), методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи, 2004, с. 349), методика диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи, 2004, с. 352), проективная графическая методика. «Звезды и Волны»У.Аве — (Графический тест «Звезды и Волны» У. Аве-Лаллемант,2002), тестовая карта коммуникативной деятельности (Психологические тесты под ред. А.А. Карелина, 2001, т.2., с.46).
При подборе данного психодиагностического комплекса мы учли тот факт, что опросники типа стандартизованных самоотчетов подвержены возможности искажения или фальсификации сообщаемых о себе сведений, поэтому с каждым педагогом была проведена беседа, целью которой было настроить его на предельную откровенность. И в дополнение была применена проективная методика, где проявлялись срытые, т.е. находящиеся в сфере бессознательного, экзистенциальньие установки.
Не вызывала ли тревогу этическая сторона исследования? Нет. Участникам разъяснили общую цель исследования, и затем родители давали письменное согласие на участие в нем детей. Применяемые методики ничем не угрожали тестируемым.
Методика №1: определение наличия творческих способностей у детей.
Организация исследования: для исследования творческого мышления нами применялся краткий тест творческого мышления. Торренса. Применяемая нами методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.