• «Если я достаточно разгневаюсь, то тот, на кого я гневаюсь, даст мне то, что я хочу»...
Гнев можно превратить, трансформировать в любовь. Это может быть любовь к себе, избраннику (избраннице), к друзьям и коллегам, ко всей Вселенной.
Как же начать работать с негативным эмоциями? для этого мы предлагается простое задание «Как превратить гнев в любовь», которое является модификацией задания Тома Фрезера.
Задание. Закройте глаза. Сосредоточьтесь. Подумайте, от какого качества вы хотели бы избавиться? Нашли? Напишите на листе бумаги. А теперь нарисуйте это качество. Если хотите, раскрасьте цветными карандашами или фломастерами. Нарисовали?
А теперь еще раз закройте глаза. Загляните, что там, под этим качеством, от которого вы хотели бы освободиться. «Нырните в себя», как ныряете в воду. Не получается? Попробуйте еще раз.
Нарисуйте то, что вы нашли. Как назвать это чувство, состояние? Напишите. Оно позитивное или негативное? Если не удалось найти позитивное чувство, нырните еще раз.
Изменить свое состояние нетрудно: одно простое внутреннее движение — и мы оказываемся в состоянии радости, спокойствия, любви.
Эти чувства есть у каждого человека. И нужна лишь привычка обращения к положительным чувствам как к своему спасению и привычка не допускать в свой внутренний мир, в свой храм, мусор, негативные эмоции.
«Как сохранить лучшее в себе». (По сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Остановимся на основных моментах этой сказки, важных для более глубокого понимания ее детьми и взрослыми.
Вопросы: «Любите ли вы страшные сказки?», «Какие больше
страшные или нестрашные?», «Почему все же Иванушка выпил воды из копытца?», «Почему Аленушка не утонула?», «Что это за колодец, к которому шли брат и сестра?», «Эта сказка правдивая или выдуманная?», «Где все это происходит?», «А когда вы не слушаетесь, на кого вы становитесь похожими?», «Какие чувства испытываете?»
Коментарии: «Козлиное копытце точно Нарисовано, темного цвета», «А колодец с фиолетовой водой (желтой, золотистой), наверное, колодец волшебный, с чистой водой, восстанавливающей силы, оживляющей...»
Задание 1. «Дай, пожалуйста (называется какой-либо предмет)». «Посмотрите, он выполнил просьбу... Это приятно — выполнить просьбу...»
Задание 2. «Чего вам хочется больше всего? Скажите... Многое из того, что вы хотите, выполнить быстро невозможно. Вам нужно ждать. Какие чувства вы испытываете?» Дети отвечают: «Тоску», «Спокойствие», «Злость» и т. д.
Акцент сделан на том, что для детей (неожиданно для нас, взрослых) наиболее значима тема воды. Вода источник: источник здоровья, знаний.
Дети многое заимствуют у взрослых. Поэтому просим обратить внимание на то, как взрослые отвечают на просьбы более старших, уважаемых ими людей. Если первая реакция на просьбу, предложение «нет», то почему?
Важно подчеркнуть, что установки детей и взрослых можно изменить. Особенно важно подчеркнуть, что это просто сделать.
Уместно остановиться на том, каковы этапы формирования нужного умения: 1) знание (что можно, чего нельзя делать), 2) создание положительного эмоционального отношения к формируемому качеству (желание быть таким), 3) формирование навыка (решение конкретных повседневных ситуаций).
Любовь — это один из самых больших даров жизни, чудо, которое дается всем. В сказках нужно проявить личностные качества, чтобы удержать любовь: терпение, смелость, послушание и уважение старших, кротость, доброту...
Сотворчество
Сказка о Золотом Цветке, Альбатросе и Лире. В одном прекрасном замке жила, конечно же... Принцесса. У нее был волшебный Цветок. Он был похож на белую лилию, по краям его лепестков вилась серебристая каемка. Когда Цветок распускался, становилось спокойно и хорошо вокруг, все казалось светлее, не нужно было даже солнца. Девушка рассказывала Цветку обо всем, а он жил своей загадочной жизнью, откликаясь на слова людей, природу, красоту, храня лучшие события, чувства в своей памяти и своем облике, преображая также свою хозяйку...
Однажды к замку Принцессы прилетела огромная птица. Это был Альбатрос: огромные крылья, море, свобода, соленый ветер, чистота стихии. Он был бесстрашен, как и его друг Человек. Альбатрос прилетал к Человеку, который мечтал летать как птица. Они так давно дружили, что человек сумел научить Альбатроса многим таинственным вещам, например, быстро узнавать обо всем, что его интересовало, соединять несоединимое, исправлять ошибки свои и других, жить в гармонии с природой, разговаривать с солнцем...
Альбатрос увидел Цветок и захотел понять его и рассказать о нем другим людям. Там, где он бывал, редки были цветы. А Цветок зачарованно слушал истории Альбатроса о море и жизни и удивлялся, как огромен мир.
Однажды утром Цветок открыл свои лепестки и не узнал самого себя. Он стал огромным, его лепестки были цвета червонного золота, из середины цветка множество золотых тычинок, закрученных спиралями, покачивались под дуновениями легкого ветерка... «Это я?» - удивился цветок. Он попробовал вытянуть тычинку спираль она стала длинной-длинной, вытянулась как луч света и коснулась дерева... Мгновенно Цветок стал понимать, о чем думало дерево... И они полюбили друг друга... другой тычинкой спиралью дотронулся Цветок до сердца Человека и затрепетал от тех тайн, что хранило сердце встреченного им. А Человек увидел цветок и удивился его красоте и необычной форме: «Золотой Цветок! Наверное, волшебный...» Он постоял около Цветка, и стало ему хорошо и спокойно, ясно на душе. Человек не мог забыть Золотой Цветок и нарисовал дома его образ. Гости удивлялись красоте рисунка и говорили, что Цветок на нем как живой.
Цветок коснулся пробегавшей мимо дворняги: она завиляла хвостом, не понимая, что происходит, ожидая чего-то очень приятного для себя...
Цветок стал радостным и легким, он ощущал себя свободным и крылатым, как Альбатрос, легко узнавал обо всем на свете.
Цветок стал понимать язык птиц и стал понимать Альбатроса, видеть его суть-свет. Золотой Цветок увидел, что Альбатрос дарит золотистый свет всем, в ком есть золотые зерна.
Золотой Цветок сочинял стихи впервые в жизни...
Альбатрос узнал, что он умеет дарить свет, открывать невидимые двери и преображать окружающих. Теперь любимым его занятием стало помогать цветам расти из золотых зерен.
Цветов становилось на Земле все больше, и она начала светиться... Благоухание и сияние цветов изменило Альбатроса, он стал веселее, стал петь песни и сочинять стихи.
Золотой Цветок и Альбатрос подружились. Вместе они могли узнать обо всем на свете, любили птиц и растения, людей и звезды.
Когда они встречались, казалось, звучит невидимая волшебная Лира. С первыми чарующими, мягкими, бархатными звуками Лиры безмятежность, необыкновенный покой охватывали все вокруг. В эти мгновения тишины и покоя люди легко находили выход из трудных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Потом из бархатных звуков Лиры рождались образы и слова, утешающие, успокаивающие и поддерживающие других людей, помогающие найти каждому свой путь. Звуки были так необычны, что казалось, будто качается дом, стулья и столы, пол и потолок в доме, как при землетрясении.
Альбатрос и Золотой Цветок научились заглядывать глубоко- глубоко в прошлое и в будущее.
Золотой Цветок, как волшебная музыка, преобразил Принцессу. Она шла по земле, а под ногами у нее распускались цветы:
ромашки, клевер, лютики... А Альбатрос изменил Человека. Он увидел свой путь, свою судьбу: прекрасная солнечная поляна, покрытая цветами, потом бескрайняя степь, а затем широкая спокойная река, высокие снежные горы, а за ними... звезды.., а за ними... звезды... звезды... Звезды!!! Он стал писателем. Его тексты дышали, как живые существа.
Приложение №4
Корреляционный анализ.
I. Первичные оценки по шкале оценки потребности в достижениях.
1) Статистические ряды - n*
2) Совпадение с ключом - Х
а) Вариационный ряд учителя №1
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Х 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
б) Вариационный ряд учителя №2
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
X1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
в) Вариационный ряд учителя №З
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
X1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
г) Вариационный ряд учителя №4
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
X1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
2.Первичные оценки по Т. Элерсу.
1) Статистические ряды - п *
2) Тестовый показатель - Y
а) Вариационный ряд учителя №1
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Y 1 1 1 1 1
n* 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
Y1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
б) Вариационный ряд учителя №2
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Y1 1 1 1 1 1 1 1
n* 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34. 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
Y1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
в) Вариационный ряд учителя №3
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Y1 1 1 1 1
n* 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
Y 1 1 1 1 1 1 1 1
г) Вариационный ряд учителя №4
n* 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Y1 1 1
n* 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34,35,36,37,38,39, 40, 41
Y 1 1 1 1 1 1
Одним из основных принципов определения количественных критериев корреляционной связи коэффициентов корреляции — является сравнение величин отклонений от среднего значения по каждой группе в сопряженных парах сравниваемых рядов переменных. С целью достижения независимости меря корреляционной связи от числа сравниваемых пар и величин стандартных отклонений в сопоставимых рядах. мера носит название коэффициента корреляции — произведение моментов Пирсона (г) (см. ниже), где X1 и У1 - сравниваемые количественные признаки, n — число сравниваемых наблюдений,
а и - стандартные отклонения в сопоставимых рядах. Определение статистической зависимости коэффициента rxy проводится с помощью критерия Стьюдента (t)(формулы приведены ниже).