Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.
Если говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.
Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.
Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4; 35].
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.
Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
Также необходимым является проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственного воспитания.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
- формирование навыков культуры поведения и др.
Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всего воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.
Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.
Глава 2. Применение игровых приемов на занятиях музыки
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием можно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
1. Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
2. Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
3. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
4. Развитие ладового, метроритмического чувства
Следует ориентироваться в работе на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.
Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
«Тихие-громкие звоночки» - направление на развитие динамического восприятия.
Например: при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самыми маленькими необходимо строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках зайчик, то обязательно читается стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если идет работа с куклой, мишкой, матрешкой.
Для закрепления знакомых песен, используется игра «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.