В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.
Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.
Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).
Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие — от черных.
Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.
Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.
Основные понятия в науки «Цветоведение».
Основными цветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, синий так, как они лежать в основе всех остальных цветов.
Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.
Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.
Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.
Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.
Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.
Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.
Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.
Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.
Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).
Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.
Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.
1.3Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста
Умение различать и называть цвета — важный шаг в развитии ребёнка.
На современном этапе существует достаточно много методик ознакомления детей с цветом. Рассмотрим некоторые из них.
Первая авторская методика, которая будет рассмотрена ниже, это методика «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», разработанная Н.А.Зайцевым.
Главное пособие этой методики - кубик-трансформер 80х80 мм, который помещается в картонный куб – упаковку размером 120х120 мм., и прилагается к кубику еще и 71 картонная карточка, а также методическое руководство.
Пособие «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» предназначено для обучения различению двенадцати цветов, их названиям; счёту от 1 до 12; навыкам чтения дошкольников в семье и детских садах. На данное пособие выдан сертификат СЭС России.
Рассмотрим особенности работы с этим пособием.
Традиционные детсадовские программы предполагают, что в три года дети должны знать 4 цвета, в четыре — 6, в пять — 10, в шесть — 11-12 цветов.
Попробуйте изучать не по два-три цвета в год, а сразу все 12 параллельно. Проверено опытом — дело пойдёт намного быстрее и веселее.
«Годовалому ребёнку не забывайте сообщать о том, что снег — белый, трава — зелёная, апельсин — оранжевый, лимон — жёлтый, асфальт — серый» - советует Зайцев Н.А. автор методики. [5;12] Называть - это чёрный карандаш, а это — фиолетовый, помидоры — красные, сегодня небо голубое. «У тебя два шарфика — один синий, а другой жёлтый»
В три года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счёту. Учиться считать до двенадцати можно, переводя пальчики из клеточки в клеточку на гранях кубика-трансформера. Названия цветов дети учатся читать на других трёх гранях в таком порядке красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, розовый, черный, серый, белый.
Магическую фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» встретим на картонном кубике-упаковке, а потом ещё не раз выложим из карточек.
Инициалы перечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним уже, а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят Фазаны, Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер, карточки).
Диагонально расчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветов или, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.
Диктанты возможны двух видов: с «картинками» и без. Сначала дети научатся узнавать карточки с «картинками» по лицевой стороне, а потом по оборотной (со словами).
Потренировавшись, в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов: каждый, желает, знать, где, сидит, сидят, Знаю, ли, я, А, как, же, Их, Здесь, есть, ещё, и, - можем приступать к диктантам.
25 карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2 двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с «картинками» соберём в другую группу. Без картинок, только со словами с обеих сторон — в третью.
Отберём 7 карточек для первого диктанта: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (запятую и точку дети отыщут сами).
Первое слово «отгадать» нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы. «Охотника» с «фазаном» тоже разыщем. В конце предложения поставим точку. Остаётся только обнаружить и в нужном порядке расположить «желает», «знать», «где», «сидит». Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставить учитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения: что, зачем, почему да как.
Финал: на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты, выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. В группе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за сколько времени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?