Смекни!
smekni.com

Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории (стр. 3 из 8)

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Игровая технология строиться, как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных элементов[10].

В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям[11].

Во время игры моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние - специфическое эмоциональ­ное отношение к исторической действительности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа.

Через пони­мание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники мо­делируют историческую реальность. При этом знания, приоб­ретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формулированными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между некоторыми участниками, интересы которых не идентичны[12].

Такая трудная задача требует от ученика мо­билизации всех умений, побуждает осваивать и углублять но­вые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, застав­ляет овладевать целым комплексом важных уме­ний, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

Игры классифицируют по различным признакам: по це­лям, по числу участников, по характеру отражения действите­льности. Выделены, в частности, имитационные, символиче­ские и исследовательские игры.

Семенов В.Г. выделяет несколько видов игр:

-интерактивные игры с опосредован­ным воздействием на ученика-

ребусы, кроссворды;

-интерак­тивные игры с непосредственным воздействием на ученика-

сюжетно-ролевые игры;

-неинтерактивные игры -индивидуаль­ные игровые задания[13].

Рассмотрим подробную классификацию игр.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик по­лучает в ней роль нашего современника или потомка, исследу­ющего исторические события (археолога, писателя, журнали­ста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоз­дается воображаемая ситуация современности со спором, дис­куссией. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деяте­льности проводится с большой долей импровизации ребят.

Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится на воображаемой ситуации современности, изу­чающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основа­на на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в пози­цию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый уче­ник получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип ис­торической беллетристики.

Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом он должен иметь представление о ха­рактере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспек­тивные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Ретроспективные игры можно разделить на роле­выеи не ролевые.

Ролевые игрыретроспективного характера основаны на ра­зыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, теат­рализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.

Театрализованное представлениеимеет четко обозначен­ный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в воспроизведении прошлых эпох, но и в последующем обсуж­дении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место ис­торического явления и его участников - представителей опреде­ленных социальных слоев по действиям героев представления.

В театрализованной игретексты персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием яв­ляется большая доля импровизации участников игры. Однако в данной игре театра­лизованное действие все же приближено к той эпохе, которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэ­тому необходима общая программа или сценарий игры, которо­го придерживаются все участники. Данный тип игры отличает­ся от театрализованного представления и большим количест­вом вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

Создание театрализованных игр- один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, что бы дети творили, создавали художественные образы,- перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка[14].

В основепроблемно-дискуссионной игрылежит воображае­мая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом дей­ствие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участни­ков, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Уче­ники же в этой игре призваны решить проблему с позиций сво­их персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в раз­работке проблемы.

Деловая игра может сочетать в себе различных участников: современников, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов. «Очевидцы» исторического события могут в этой игре «принять участие» в современных формах общения людей: су­дах, съездах, митингах.

Неролевые игрыочень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры про­исходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуа­ция прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстри­руют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. В такой игровой ситуации учитель, с од­ной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой - дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становит­ся беспредельным ради разрешения игровой ситуации.

Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятель­ности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учитель истории может выступать в игре в следу­ющих игровых ипостасях: - инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и послед­ствий игровых действий; судьи-рефери, который поддер­живает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; тренера,который дает за­дания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регу­лирует весь ее ход, держит в своих руках все игровые дейст­вия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируе­мую ситуацию с реальной обстановкой.

По мере того, как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, учитель постоянно как бы отходит на второй план. Но в начале он и как высший арбитр и судья во время возникающих споров и обязательно активный рядовой участник игр. Присутствие учителя, прекрасно владеющим предметом обязательно[15].

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, про­говаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуж­дении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отде­льности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.