В психологии различают произвольноеи непроизвольноевоображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Образы "воссоздающего" воображения целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений, учитывая то, что творческий характер присущ воображению как таковому.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется, прежде всего, средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
Воображение школьника развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари, 1990), в рисовании и других видах творчества. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, "чем богаче опыт Человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" (Л.С. Выготский, 1991, с.10).
Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества подростков на уроках информатики, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. "Чем больше ученик видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения".
Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения школьников (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.
Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Воображение (или фантазия) - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это означает, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Подобно мышлению, воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели (как это имеет место в случае творческой деятельности) либо чувств, переживаний, которые владеют ученик в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, где требуется опережающее практические действия отражение, что характерно и для мышления. Но между опережающим отражением в мышлении и в воображении имеется существенное различие. В процессе мышления опережающее отражение осуществляется при оперировании понятиями, и результат имеет форму суждения, а в процессе воображения опережающее отражение происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами.
Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то приятном, радостном. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые всю жизнь занимаются бесплодными мечтаниями. Это типичная форма пассивного воображения, преднамеренно вызываемого.
Следует, однако, помнить, что пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.
Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению книжного стеллажа, мы формируем образ его, продумываем, из каких материалов он может быть изготовлен, как их можно обрабатывать, как осуществлять сборку.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Так, воссоздающее воображение помогает рабочему выполнить трудовые операции согласно чертежу или схеме. Наладчик станков, выслушав жалобу на неисправность машин, представляет те узлы механизма, где возможно найти повреждение, и на основании этого строит план устранения неисправности.
Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Мысленное представление нового дополнительно стимулируется тогда, когда ставится практическая задача изобразить это новое в предметном виде - сделать или нарисовать предмет. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема и т.п.). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, конструктора. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов.
Обучение умению сознательно использовать вышеназванные методы творческого построения образов является одним из важных условий развития творческой деятельности и потребности в творчестве у учащихся.
Мало что пленяет человека, как движение и взаимодействие. Именно это и делает Flash, предоставляя возможность создавать подконтрольные пользователю приложения, которые напрямую зависят от его творческого подхода к представлению интерактивности.
Анимация - это последовательность сменяющихся изображений (кадров), в результате чего возникает иллюзия движения. В Macromedia Flash существует два принципиально разных способа анимировать что-либо:
1) прорисовывать каждый кадр самому, используя Flash только в качестве средства, позволяющего быстро пролистывать ваши изображения;
2) заставить Flash автоматически просчитывать промежуточные кадры.
Скажем, у вас есть зеленый квадрат, который нужно переместить из левой части экрана в правую и сделать это надо в течение 25 кадров. В случае первого "покадрового" способа анимации вам придется нарисовать все двадцать пять кадров, и в каждом последующем кадре чуть-чуть сдвигать ваш квадрат, чтобы он оказался справа на 25-м кадре. А если вам нужно будет сделать так, чтобы квадрат потихоньку исчезал, двигаясь вправо? А если вдруг понадобится, чтобы он исчезал (увеличивался атрибут прозрачности)? Что, придется все это считать вручную и присваивать нужное значение прозрачности на каждом кадре? Вовсе нет. Для этого существует второй способ анимации - с помощью промежуточных отображений (tweening animation). В этом случае вы только задаете ключевые кадры (keyframes), а промежуточные Flash просчитывает автоматически. Вам понадобится только задать только 2 кадра: начальный и конечный, а Flash по умолчанию рассчитает промежуточные кадры по линейному закону.